Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Ричард Картрайт Остин
Строя Утопию

Журнал "Нижегородский музей" продолжает публиковать главы из книги Р.К. Остина "Строя Утопию". Начало в № 7-15. Текст в переводе Г. Молевой предоставлен музеем истории ОАО "ГАЗ".

Глава 12. "Возможность, дарованная Богом"

По возвращении из России Маргаретта Остин организовала и про- вела для церковных групп больше 30 встреч, на которых рассказывала о жизни в новом советском союзе. Не в последнюю очередь она это делала и из материальных соображений, чтобы хоть немного обеспечить семью. Экономическая депрессия в США была настолько глубокой, что Аллану Остину - сыну президента компании - после возвращения из России пришлось полгода ждать нового назначения в компании "Остин".

Аллан и Маргаретта происходили из глубоко религиозных семей и на протяжении всей жизни регулярно посещали церковь, в том числе неоднократно посещали церковные богослужения и в Нижнем Новгороде. Однако из писем Аллана и лекций Маргаретты явно видно, что русский коммунизм вызывал у них гораздо большую симпатию, чем Русская православная церковь. И это не удивительно, поскольку существовавшая в те времена религиозная практика в промышленно развитой Америке сильно отличалась от российской.

Американские газеты тех лет не раз сообщали о преследованиях православных христиан в России. В 1922 году Ленин отдал секретный приказ об истреблении духовенства, направленный на ослабление в России влиятельности православной церкви ("Чем больше расстреляем духовенства, тем лучше"). И хотя текст этого приказа был обнародован только в 1990 году, о его последствиях - тысячах убитых и еще больше отправленных в ссылку - было хорошо известно по всему миру. После 1925 года под давлением западных торговых партнеров России эти преследования временно прекратились.

В конце лета 1930 года Аллан Остин прислал родственникам письмо, которое они позже опубликовали в виде статьи в местной газете:

РОССИЯ НЕ ТАК СТРАШНА, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ

Посещение богослужений в России вполне доступно для всех желающих. с тех пор, как мы приехали в Россию, мы побывали на нескольких церковных службах. Службы регулярно идут во многих церквях, но преимущественно в сельских, таких, как та, которая недалеко от нашего поселка. Здесь, если собирается человек 20 и больше желающих, они могут получить разрешение организовать регулярные службы со священником и даже использовать существующие церковные здания. Эта новая политика в отношении к церкви призвана сгладить недовольство населения...

Чем дальше от городов, тем спокойнее и естественнее отношение к посещению церкви. В удаленных деревнях богослужения идут практически в том же виде, как и до революции, единственные существующие ограничения затрагивают доходы церкви и жалованье священников, которое очень скудное.

В городах церковная жизнь едва заметна, многие церкви разрушены и снесены, на их месте построены другие здания. Вам, наверное, приходилось слышать, что в России было великое множество церквей, и это правда. В городах их можно насчитать несколько штук в каждом квартале, одни поменьше, другие по-больше, но они никогда не бывают заполнены, даже в дни больших праздников. Поэтому многие из них сейчас снесены, в некоторых устроены склады, а те, которые хорошо сохранились, выполняют роль памятников архитектуры.

Иногда может показаться, что революция несет с собой чрезмерную жестокость, но если постараться представить во всей полноте, насколько забитыми и отсталыми русские были до революции, можно понять причину их сегодняшней непримиримости (по отношению к церкви).

Церковь проявила свою полную несостоятельность в вопросе удовлетворения духовных потребностей народа, а прежнее государство не смогло обеспечить его безбедное существование в условиях нового индустриального мира. В современных условиях жизни им обоим нет места, как неспособным удовлетворять нужды своего народа. И вот сегодня мы видим, как Россия с сенсационной скоростью старается догнать весь остальной мир и использует для этого сенсационные методы.

Нашей церкви было бы полезно поучиться на ошибках русской церкви. диагноз очевиден: полная неспособность приспосабливаться к изменяющимся потребностям народа".

Утверждение Аллана, что русская православная церковь проявила полную несостоятельность в вопросе удовлетворения духовных потребностей своего народа и что церковь должна "приспосабливаться к изменяющимся потребностям народа", закономерно и отражает отличительную особенность методистской христианской традиции, в которой он был воспитан.

Долгих 800 лет русская православная церковь была опорой русского национализма. В Нижнем Новгороде есть собор, названный в честь Александра Невского, русского князя-воина и мудрого правителя в XIII веке (в советское время в здании собора находился склад стройматериалов для моста, ведущего к Автострою). Церковь чтит его как героического святого, отразившего вторжения на Русь шведов, немцев и литовцев.

Другим оплотом русского национализма был царь-самодержец. Россия, в которой отсутствовали демократические традиции, оказалась слабо подготовленной к условиям индустриализации и созданию новых возможностей для квалифицированных рабочих, из которых впоследствии развился средний класс.

Методистская церковь, к которой принадлежали семьи Аллана и Маргаретты, зародилась в Англии в XVIII веке в ответ на первый мировой промышленный кризис, деревенская беднота перебиралась туда, где была работа - шахты, фабрики, заводы, но было очень мало церквей и совсем не было социальных служб. Несколько пасторов англиканской церкви с реформаторскими убеждениями под руководством Джона Висли начали организовывать в заводских общинах так называемые уличные "митинги возрождения", чтобы вдохновить и организовать этих разобщенных людей, съехавшихся из разных мест. Те, в чьих душах их проповеди нашли отклик, начали организовываться в небольшие группы, где их учили жить по христианским заповедям в жестких условиях индустриального мира - обязательной грамотности, упорному труду, семейной ответственности, бережливости и накоплениям на будущее, а также отказу от алкоголя, азартных игр и бездумных развлечений любого рода. В сложившихся условиях англиканская церковь не могла удовлетворить нужд своего народа, и тогда методисты выделились в самостоятельную церковь. Их "метод" заработал - методисты стали сердцем квалифицированного рабочего класса и растущего среднего класса в Англии и Америке.

В конце XIX века Россия пережила подобный кризис в Санкт-Петербурге, тогдашней столице, и в других городах, где развивалось современное промышленное производство. Внутри русской православной церкви в то время тоже были реформаторски настроенные священники, призывавшие укреплять приходскую жизнь и усиливать религиозное образование, а также ослаблять зависимость церкви от государства. Их движение достигло своего наивысшего развития в 1905 году, когда российский премьер-министр предложил узаконить религиозную терпимость и положить конец преследованиям староверов, еврейских общин и других религиозных сект.

Однако царь Николай II отверг это предложение о гражданской реформе, а православная патриархия - все религиозные реформы. Царь и патриарх вновь подтвердили реакционный союз "самодержавия, православия и национализма". Царь и церковь цеплялись за эту непримиримую позицию вплоть до русской революции 1917 года. (Высочайший манифест "об укреплении начал веротерпимости" был обнародован 17 мая 1905 года. - ред.) "В современных условиях жизни, - как подмечает в своем письме Аллан Остин, - им обоим нет места, как неспособным удовлетворять нужды своего народа".

Еще до начала русской революции представители партии социалистов организовали рабочих в коммуны для взаимной поддержки и обучения, где учили приспосабливаться к нелегким условиям городской жизни сельскую бедноту, приехавшую в город на заработки. Один из рабочих позже вспоминал об этом времени: "Мы думали, что сознательный социалист никогда не должен пить водку. Мы осуждали курение. Мы пропагандировали высокие моральные качества в наистрожайшем смысле этих слов".

Когда Аллан и Маргаретта увидели, что коммунистам в России приходится бороться с безграмотностью и пьянством, то есть с теми же пороками, которые в первую очередь начала искоренять их церковь в Америке, им показалось, что эти сыны и дочери революции компенсировали простому народу то, что ему не дала русская церковь.

В то время как неспособность русской православной церкви удовлетворять нужды городских рабочих коммун была очевидной, оценить ее роль в сельских приходах оказалось гораздо сложнее. духовность крестьянства - с энтузиазмом описанная Львом Толстым и другими русскими писателями - видна была в сельской приходской жизни, но вдохновителем ее не всегда была православная церковь. многие сельские священники были в зависимости от мелкопоместного дворянства, являлись агентами местной полиции, некоторые из них были необразованными, пьяницами и взяточниками, и неудивительно, что в сельских приходах о них были невысокого мнения. Как отмечает Орландо Фигес в своей книге "Народная трагедия", "когда в деревнях сельсоветы взяли на себя роль хозяев земли, которая раньше принадлежала мелкопоместному дворянству и церкви, большинство приходского священства было изгнано, но некоторые священники остались в своих приходах, кто по убеждениям, а кто - от нужды".

Местом для строительства Автостроя была выбрана деревня Монастырка, а так называемый Американский поселок, где жили специалисты компании "Остин" с семьями, был расположен недалеко от другой деревни - Карповки, настоящим украшением которой была красивая сельская церковь. Весной 1931 года, после посещения Карповской церкви Маргаретта написала эссе, в котором попыталась сформулировать свое отношение к русской православной церкви и ее месту в сельской жизни.

"Лучи заходящего солнца проникли через цветные оконные стекла церкви и осветили склоненные головы людей. В красный, зеленый, синий и желтый цвета раскрасили они выцветший платок женщины и белоснежную бороду старика. Густой и сильный голос священника то поднимался, то падал, и каждый раз люди подхватывали слова молитвы и повторяли их все вместе. Это и было сердце России. А рядом с церковью текла река Волга, "мать России". (Карповка находится на берегу Оки. - ред.)

Отзвуки музыки продолжали жить в потемках. я оглянулась - все кругом свидетельствовало о былом величии: расписные потолки, алтарь, украшенный золотом, и по всем стенам и в алтаре - иконы в окладах из серебра с эмалью и позолотой. Все это лишь смутно угадывалось, и то благодаря проглянувшему солнцу. Резные подсвечники потемнели, на них не горят свечи, церковь сегодня слишком бедна, чтобы все это освещать.

Да и как может горстка этих людей содержать целую церковь? Бедные, худые и старые, они из последних сил обеспечивают лишь свое скудное пропитание. В этой стране стариков заставляют уступать дорогу молодым. Плоды этой земли уже поделены, но они предназначены не для старых и немощных крестьян, а для молодых и крепких рабочих, которые помогают спасению своей страны.

Эти рабочие считают себя просвещенными: они не боятся наказания после смерти и еще они уверены, что при старом режиме русская церковь эксплуатировала народ.

Итак, на каждую воскресную службу собиралась лишь кучка крестьян-стариков, искавших здесь душевного утоления и утешения. Кто объяснит, зачем они сюда приходят? По их лицам ничего невозможно понять: смиренные и спокойные лица русских крестьян.

Их священник по деревенским меркам теперь дошел до самой низшей ступени, он всецело зависит от тех скудных пожертвований, что приносят его бедные прихожане. Интересно, о чем он думал, когда размеренно вел службу и произносил молитвы. Наверняка, из тысяч священников были и такие, кто посвящал свои жизни на благо людей, но история свидетельствует, что таких было немного. Кем бы они ни были в прошлом, сегодня они вызывают лишь сочувствие в своих попытках преодолеть непреодолимое. При этом по существующему законодательству, если соберется 20 человек, которые хотят организовать церковь, государство даст им на это разрешение, но при этом будет неотступно следить, нет ли признаков эксплуатации и не наживается ли священник.

Год за годом, по мере того как старики будут вымирать от голода, болезней и нищеты, паства постепенно выродится, и тогда будет явно виден конец старой русской церкви. А что потом?

Я вышла из церкви и попала на площадь. Пока шла церковная служба, там собралась толпа народа - сотни детей со своими учителями и руководителями слушали обращенную к ним речь. На груди у детей были прикреплены плакаты, в которых они заявляли о своем желании учиться и упрекали родителей в своей безграмотности.

Конечно же, у этих родителей и у самих никогда не было шанса выучиться, но невозможно объяснить это детям и рассчитывать на сочувствие. кампания против безграмотности вызывает восхищение. ясно также, что советское правительство использует эту кампанию и с другой целью - чтобы разорвать нити, связывающие детей с их родителями. сначала дети научатся презирать своих родителей за безграмотность, а потом они, скорее всего, начнут презирать социальные, экономические и религиозные взгляды своих родителей. И этот митинг детей против своих родителей является лишь частью организованных действий, направленных на развал семейственности и проводимых по всей России.

И если бы этих детей не собрали на митинг, может быть, некоторые из них пришли в церковь на службу вместе со своими родителями? По закону запрещается заставлять детей ходить в церковь, но никто не запрещает им посещать ее добровольно. Я не раз встречала детей в сельских храмах.

Я встретила в России немало одаренных молодых людей, но ни один из них не ходит в церковь, по- видимому, считая это страшным пережитком прошлого. молодежь покидает свои семьи и дома в деревне и едет в города, туда, где вырастает новая Россия и где их учат коммунизму.

Самым выразительным среди современных российских искусств является искусство постера (плаката. - ред.). На одном из них изображен очень пьяный мужчина, лежащий в сточной канаве вместе со свиньей, и все это на фоне календаря с выделенным на нем днем Пасхи. Это иллюстрация распространенного обвинения, что церковные праздники - это только предлог, чтобы напиться. И это правда. Среди окружающих нас людей многие продолжают отмечать церковные праздники, и для мужчин это часто повод, чтобы провести время в многодневных пьяных кутежах.

И хотя я не одобряю некоторые из последствий подобного отказа от религии - некрепкие браки, законы, позволяющие разводы, а также пренебрежительное отношение к святыням - все же я верю, что это временное явление в российской жизни, характерное именно для этого поколения. И все равно это лучше, чем безнравственное и кощунственное использование христианства при старом режиме.

Коммунисты сегодня развивают в своих последователях - строителях новой страны усердие, подобное религиозному. Они поклоняются, но не Богу, а возможности помочь своей стране, дарованной Богом. И я не вижу здесь причин для разногласий между нами.

Когда в будущем общество вновь обратится к религии, она будет выразительницей нужд интеллигентных и образованных людей на их пути к лучшей жизни. Молодежь будущего поколения в свою очередь тоже захочет восстать против идеалов своих родителей - и их протест будет направлен уже против атеизма и приведет к созданию новой церкви.

Русские люди по природе своей очень религиозны, это видно и по их литературе, которая полна самоанализа и раздумий, глубоких убеждений и не менее глубоких сомнений. Прямо сейчас, конечно же, преобладают сомнения, но я чувствую, что сегодняшние перемены должны привести к хорошей жизни. Я верю в русских, в их бесконечное мужество на пути к идеалу".

Маргаретта Остин, молодая американская христианка и интеллектуалка, вполне могла с симпатией относиться к тогдашней российской молодежи, которая в погоне за своей коммунистической мечтой отказывалась от христианских традиций. Инженеры компании "Остин", в большинстве своем верующие люди, воспитанные в условиях капиталистического общества, не видели для себя препятствий и успешно сотрудничали с советами в их утопических попытках построить город нового типа в новой России.

А вот с посещением богослужений в церкви вместе с русскими крестьянами у американских семей возникали определенные сложности. Разница в уровнях культуры была огромная и казалась непреодолимой. В одном из своих писем Аллан так описывает историю их посещения на Пасху той самой Карповской церкви, которую описывала в своем эссе Маргаретта.

12 апреля 1931 года, в России празднуют Пасху дорогие мама и отец. за то время, пока мы здесь, нам довелось увидеть и религиозную и антирелигиозную стороны жизни в России.

Мы внимательно наблюдали, как к празднику Пасхи готовятся верующие и их противники. А на саму ночную пасхальную службу мы решили пойти в Карповскую церковь. Мы вышли в 11 часов вечера и с удовольствием прогулялись под звездным небом, был легкий морозец, вся грязь подмерзла и идти было легко. Когда мы пришли, в церкви уже было много народа, они стояли вплотную друг к другу и едва могли двигаться. Многие держали в руках зажженные свечи.

Мы протиснулись на маленький балкончик, в самом дальнем углу церкви, и не пожалели - с него все хорошо было видно. Видимо, это был балкончик специально для детей, да и наше появление не прошло незамеченным. Скоро нас со всех сторон плотно окружили любопытствующие дети. Вели себя они очень шумно, взрослые тоже все время разговаривали.

Мы ожидали, что служба начнется в 11.30, а самый пик ее придется на 12 часов ночи, но мы ждали и ждали, а ничего так и не начиналось. От такого количества людей воздух в церкви стал спертым и зловонным. В 12.30 мы собрались уже было уходить, как вдруг разом повсюду началось какое-то движение, из людей сформировалась процессия, они сняли со стен хоругви, фонари и крест, а один мужчина торжественно нес перед собой каравай хлеба. Процессия вышла из церкви, обошла ее вокруг и снова вошла в вестибюль.

Вновь последовала длинная пауза, мы уже было опять собрались уходить, голова у меня от духоты гудела, многие из наших чувствовали то же самое. Мы уже добрались практически до самого выхода, но выйти не смогли, так как процессия как раз собралась войти внутрь церкви. Они долго пели перед входом и, наконец, вошли внутрь.

К этому времени мы оказались на самом проходе и нас нещадно толкали со всех сторон, мы даже забеспокоились, что нас просто могут задавить до смерти. С процессией вошла еще большая толпа народа, видимо, много новых людей присоединились к ней на улице. Все пытались протиснуться в церковь, хотя места там давно уже не было. Давка была ужасная, и выйти наружу стало уже совершенно невозможно, потому что сотни людей устремились внутрь. Но и оставаться там тоже становилось опасным для жизни.

Мы предприняли еще одну попытку выбраться, мне до этого никогда не приходилось попадать в подобные условия, и я надеюсь избежать их в будущем. Пятнадцать минут отчаянного сопротивления - и вот мы, наконец, на свежем воздухе. С нами уже неоднократно так бывало в России - когда происходит нечто очень интересное, ни на что не похожее, но вряд ли захочется пережить это снова, по крайней мере, в ближайшее время. Нам хотелось попасть на эту службу, мы надеялись увидеть торжественное зрелище в сопровождении прекрасной музыки. Но то, что мы увидели, было безрадостным и неопрятным, да еще и сопровождалось непонятными задержками, к которым здесь, похоже, все давно привыкли. Большинство из присутствовавших на службе при всем желании не смогли бы увидеть, что происходило в алтаре, да и в самой службе люди практически не участвовали, лишь только время от времени некоторые крестились.

Но даже в самые благодатные времена вряд ли в этой церкви могли бы похвастаться таким количеством желающих попасть на службу. Позже мы узнали, что такая же картина была и в других нижегородских храмах. Пока мы дошли обратно, было уже 2 часа ночи, уже дома я обнаружил, что в этой толчее я потерял свою единственную кепку. В России Пасха - самый важный и почитаемый церковный праздник, отмечают ее практически все. Празднуют как минимум три дня, а многие берут отгулы и не работают всю последующую неделю. Люди наслаждаются после строгого поста, во время которого запрещены мясо, молоко и многие другие продукты. Ну и, конечно же, выпивается немало водки.

До последнего времени нам не часто приходилось видеть антирелигиозные демонстрации, но теперь ситуация изменилась. Было сделано немало, чтобы отвратить людей от посещения церкви, при этом сами службы нигде не запрещали.

Например, наш магазин, который по воскресеньям обычно закрыт, в дни церковных праздников теперь работает целый день. Людей заставляют работать на саму Пасху и на следующий день. Газеты сообщили, что в этом году Пасха не отмечалась. По радио всю ночь передавали всевозможные программы, а в Канавино на вокзальной площади натянули огромное полотно и показывали фильмы. за несколько дней до Пасхи в банках перестали выдавать сбережения, а также была строго ограничена продажа водки (как видите, нет худа без добра).

Пожалуйста, купите мне серую кепку и вышлите в фирменном конверте, потому что их не вскрывают. Аллан

Продолжение следует

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8