Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Н.Б. Кузнецова
Женщина и математика К юбилею И.С. Емельяновой

24 июня 2008 года отметила свой 70-летний юбилей профессор, доктор физико-математических наук Инна Сергеевна Емельянова.

Инна Сергеевна Емельянова с Нижегородским университетом уже более 50 лет. Став студенткой радиофизического факультета Горьковского университета, она навсегда осталась в ГГУ - ННГУ, пройдя путь от ассистента кафедры теории колебаний радиофизичекого факультета до профессора кафедры прикладной математики факультета вычислительной математики и кибернетики. За эти годы ей удалось сделать очень много, ее трудолюбию и целеустремленности, кажется, нет предела: Она автор более '3100 научных работ, 16 монографий и учебных пособий, главный редактор Трудов международных конференций (12 томов, 18 выпусков, общий объем более 140 печ. л.), главный редактор (с 2003 года) первого в России научно-методического журнала "Математика в высшем образовании", председатель (или член оргкомитета) более 30 международных конференций, в том числе в Нижнем Новгороде (2006), Марселе (Франция, 1996), Триесте (Италия, 1997), Берлине (Германия, 1998), участник 1-й крупной международной конференции по математике в ЮАР "Современный групповой анализ" (Йоханнесбург, 1994), одна из создательниц межрегиональной ассоциации "Женщины в науке и образовании", ее отделения "Женщины в математике", переводчик и редактор научной литературы:

Есть такие люди, у которых все получается. Все, чем они занимаются, дается, казалось бы, легко и просто, им многое удается. Именно к таким людям и относится наша героиня. В школе литератор был уверен, что девочка будет заниматься литературой, в театральном кружке считали, что она станет артисткой, физик был уверен, что она посвятит свою жизнь этой науке. А связывать свою жизнь с математикой в планы Инны Сергеевны не входило. Казалось, что учитель математики, педантичная Зинаида Ивановна Вейсова, преподавала этот предмет сухо, но тем не менее она смогла дать те прочные знания, которые остались на всю жизнь. спустя многие годы после окончания школы, Инна Сергеевна может легко проконсультировать соседа, учащегося физико-математического лицея. С особой теплотой вспоминает она учителя физики, легендарного Григория Абрамовича Гусакова, у него учились многие нижегородские физики, которые вспоминают о Григории Абрамовиче как об учителе № 1. Поэтому Инна Сергеевна поступила на радиофизический факультет горьковского университета, собиралась заниматься физикой: Она мечтала разрабатывать цветное телевидение, которого в то время еще не было. Хотела поехать в Ленинград и поступить в институт связи. Но авторитет горьковского радиофизического факультета пересилил.

Первые шаги в науке оказались связанными с проблемой симметрии: как соотносятся простота описания языком математики некоторых явлений механики и симметрия, а вместе с ней - красота? Если видишь "красоту" в каких-то явлениях, процессах, то как из этого можно получить полезные результаты? Оказалось, что это совсем не просто и не очевидно, что для ответа на эти вопросы необходимо изучать те разделы математики, которые в университете на радиофаке, да и на других факультетах, не преподавали. Инна Сергеевна пошла своим путем, что не планировалось тематикой научных работ, традиционно проводившихся на кафедре теории колебаний, не было предусмотрено постановкой задания по теме кандидатской диссертации, сформулированного научным руководителем профессором Николаем Алексеевичем Фуфаевым совместно с профессором Юрием Исааковичем Неймарком. Лишь в конце своей жизни Николай Алексеевич Фуфаев признал, что его ученица с самого начала выбрала свой путь в науке, опирающийся на результаты учителей, но использующий не принятые широко в аналитической механике методы группового анализа дифференциальных уравнений. Поддержка и понимание Юрия Исааковича Неймарка, оппонента диссертации, и профессора Валентина Витальевича Румянцева, возглавлявшего семинар кафедры теоретической механики московского университета, оцениваются Инной Сергеевной как бесценные. А Николай Алексеевич Фуфаев всей своей жизнью до сих пор остается для Инны Сергеевны примером образцового ученого, честного в науке до мелочей, преданного этой науке, по-старомодному интеллигентного, всесторонне образованного профессора вуза.

Cherchez la symmetrie - девиз группового анализа - до сих пор остается главной идеей, позволяющей Инне Сергеевне получать новые результаты и обучать студентов современным математическим приемам и подходам. В 2007/08 году ей было предложено прочитать элективный курс на факультете Высшей школы общей и прикладной физики, где, по ее словам, "Учатся совершенно замечательные студенты, впитывающие, как губка, все новое. У меня есть надежда, что они продолжат то, что я знаю. Они способны на это и у них получается, я это видела. Общаться с ними - большое счастье".

После окончания университета Инна Сергеевна Емельянова получила распределение в ГИФТИ, в лабораторию Н.А. Железцова, где была увлекательная, но в большей степени техническая работа. Ее научным руководителем в то время был Андрей Владимирович Сергиевский, "Очень интересный и глубокий человек, с незаурядными организаторскими способностями". За одним рабочим столом оказались двое выпускников: Инна и Евгений, которые затем поженились. Однако вскоре Инне предложили работать в университете, а Евгения оставили в институте. Так Инна Сергеевна стала ассистентом кафедры теории колебаний. Осенью 1960 года она уже преподавала на радиофизическом факультете. Лекторская работа ей очень нравилась. "Студенты радиофака - это люди с большим потенциалом. Учить их - достойное занятие". Дело в том, что когда Инна Сергеевна сама была студенткой и учила теоретическую механику, то в ночь перед экзаменом пришло понимание, что это очень красивый предмет. "Тот курс лекций, который прочел Николай Алексеевич Фуфаев - это очень стройный курс. Так сложилось, что механика - одна из древнейших наук, и она достигла той степени совершенства, которая еще недоступна другим наукам". Поэтому когда И.С. Емельяновой предложили читать механику, ее это нисколько не удивило. Конечно, ей было не легко, всем поначалу трудно, но ей и сейчас трудно. Когда человек идет вверх - легко не бывает.

Благодаря системе повышения квалификации, которая существовала в советской науке, Инна Сергеевна Емельянова обучалась в МГУ на кафедре теоретической механики в общей сложности больше 5 лет. В МГУ ее считали своей. Она была участницей семинаров, выступала на них с докладами, участвовала в обсуждениях, публиковала статьи. Поэтому и не удивительно, что она стала первой женщиной, которая защитила докторскую диссертацию в совете по теоретической механике МГУ. Многие ученые в своей работе идут последовательно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, и, "глядя под ноги", поднимаются на вершину. Так, Н.И. Лобачевский получил новую геометрию, последовательно поднимаясь все выше и выше и постепенно находя все новые и новые следствия того, что была заменена на новую одна из аксиом Евклида. Как отмечает Инна Сергеевна, у нее все не так: "Я интуитивно вижу результат и стремлюсь к нему"не глядя под ноги", поэтому чаще спотыкаюсь. Но мне понятно, куда я иду".

Инна Сергеевна Емельянова - мать двоих детей, которым, конечно же, необходимо было уделять время. Но, по словам Инны Сергеевны, ей повезло: помогали воспитывать сыновей бабушки и дедушки. Это одна из причин того, что ей удалось посвятить время науке. Она благодарна семье Емельяновых, в которую вошла. Огромна заслуга ее свекра Ильи Николаевича и свекрови Елены Ивановны в том, что дети выросли в большой семье, под постоянным надзором, среди любящих, духовно богатых и мудрых людей. Родители Инны Сергеевны ушли из жизни раньше, она была поздним ребенком, но часть своего оптимизма, светлого восприятия жизни также передали ее сыновьям. Сама Инна Сергеевна оптимист: "По большей части я радуюсь жизни, и она улыбается мне, а совершенно неизбежные потери и огорчения только укрепляют. Все, кто любит жизнь, живут долго. Все, кто занимается математикой - живут долго. Вот и академик Сергей Михайлович Никольский на 103-м году жизни продолжает доказывать очередную теорему, а в 97 лет получил в математике результат, признанный лучшим в институте Стеклова. Разве он не молод? когда говорят, что математика - наука молодых, это означает, что у человека может быть молодой взгляд на мир. Есть люди, которые остаются молодыми всегда, и таких среди математиков много".

Инна Сергеевна Емельянова гордится российской математической наукой. Она считает, что нет разницы, в какой стране был получен результат, но российские научные школы отличает теплота в отношениях между учителями и учениками, самоотверженность ученых: "я очень сожалею, что Россия отпускает своих лучших умных молодых людей в другие страны. Несправедливо, что их не ценят и, даже отпуская, не говорят ни слова, не жалеют об этом - это горько осознавать. Потому что эти молодые ученые - это самое главное, что у нас есть в интеллектуальном плане, и, оказывая огромную гуманитарную помощь другим странам, мы должны иначе относиться к этим талантливым людям. Сейчас начинается слабый поворот в сторону поддержки тех ученых, которые уехали и желают вернуться. Мы понимаем, что мир един. И полученный кем-то результат - это все равно результат человечества, но очень хочется, чтобы в России оставалось больше талантливой молодежи..."

Говоря о проблемах современного высшего образования, Инна Сергеевна отмечает, что Нижегородский государственный университет делает очень много, чтобы поддержать науку, намного больше, чем делают это другие вузы. Наш университет является удивительным вузом. Однажды И.С. Емельянова, выступая на одной из конференций, рассказывала о том, на какие средства, какими силами издается журнал "математика в высшем образовании". Один из присутствующих - руководитель крупного московского вуза - сказал: "А, все понятно, вы ведь из Нижнего Новгорода. У вас дух Кузьмы Минина и Пожарского" - и пообещал поддержать издание журнала. Прошел год. Инна Сергеевна вновь встретила коллегу на одной из конференций. Он ответил: " Извините, ничего не получается:" В Нижегородском университете получается... При поддержке ННГУ журнал "Математика в высшем образовании", редактором которого является И.С. Емельянова, выходит уже 6 лет. Это издание пользуется огромной популярностью у тех, кто преподает и изучает математику. Это первый научный журнал в России, посвященный вопросам преподавания математики в высшей школе. Ведь актуальность освещения и обсуждения проблем преподавания математики в вузе особенно возросла в наши дни многочисленных перестроек и внедрения в образование новых форм и методов обучения. Журнал печатает как становящиеся библиографической редкостью материалы об опыте лучших российских и зарубежных педагогов высшей школы, так и информацию о новейших разработках в области преподавания математики в вузе. Кроме того, университет постоянно проводит научные конференции, ученые университета имеют возможность принимать участие в работе конференций других вузов, куда многие участники из других городов приезжают за свой счет. ННГУ поддерживает инициативы, которые нужны для развития всей российской науки, а не только нашего вуза.

Инну Сергеевну Емельянову волнуют вопросы, связанные с будущим российского высшего образования, российской культуры. Именно поэтому она долгое время являлась активным участником европейской ассоциации "Женщины в математике" (международный координатор до 1998 года, зам. председателя постоянного комитета с 1997 года), российской ассоциации "женщины-математики" (РАЖМ) (президент 1993-1998). Она одна из организаторов и вице-президент российской ассоциации "Женщины в науке и образовании", входит в оргкомитеты международных конференций ассоциации, главный редактор выпусков Трудов РАЖМ, член Американской ассоциации "женщины в математике", обладательница титула "женщина года-2000".

В начале 1990-х годов, после крушения социалистического государства и распада советского союза, главный экономический удар, связанный с уменьшением государственного финансирования, пришелся на науку и образование. В бедственном положении оказались школы и учителя - люди, от которых прямо зависит образовательный и моральный уровень наших будущих поколений. При этом женщины, как наиболее стабильная часть научного и преподавательского сообщества, пострадали больше всего. многие мужчины сменили профессию: ушли в бизнес или в политику, уехали за границу. А женщины остались на своих местах, по мере сил продолжали свою научную и педагогическую работу, в которой видят свое призвание и за которую ощущают ответственность.

Первая конференция женщин-математиков, участником которой являлась И. С. Емельянова, была собрана в Суздале в мае 1993 года для организации российского отделения европейской ассоциации "Женщины-математики". Оказалось, что съехавшиеся со всей России 60 женщин, в основном профессора и преподаватели математики в вузах, обеспокоены не только и не столько гендерными проблемами, общими для всех женщин в мире, работающих в сфере науки и образования, сколько той кризисной ситуацией в науке и образовании, в которой оказалась Россия в начале 90-х годов. Всех собравшихся тогда объединило чувство ответственности за катящуюся в пропасть науку и образование России и потребность противостоять этим разрушительным тенденциям. Из этих и присоединившихся позже к движению женщин, мыслящих по государственному и ощущающих себя хранительницами очага российской науки и культуры, и образовался костяк межрегиональной ассоциации "женщины в науке и образовании".

Конференции, которые проводит ассоциация, - это содержательные доклады, оживленные дискуссии, бурные обсуждения проблем математического и компьютерного образования, проблем науки в России, положения женщин в образовательных системах разных стран. Это праздник профессионального и дружеского общения. Ежегодные встречи стали потребностью для десятков и сотен ученых. Тематика конференций различна - это "Женщины-математики", "Математика. Компьютер. Образование", "Нелинейный мир ". В 2005 году И.С. Емельянова стала инициатором проведения одной из конференций ассоциации в Нижегородском университете. Она отмечает, что "конференции "Математика и искусство" собирают удивительных людей, которые легко переходят от проблем одной науки к проблемам другой, находят общее между, казалось бы, совершенно непохожими идеями. В их работе принимают участие люди, склонные к тому, чтобы рассматривать мир с предметными связями и находить общее, казалось бы, в совершенно разных дисциплинах. С такими людьми всегда интересно. Не всякий ученый приезжает на конференцию, не всякий человек понимает тех, кто их создает. Было очень трудно убедить Нижний Новгород в том, что идея "Нелинейный мир" достойна внимания. Конференции серии "Нелинейный мир" базируются на новой научной парадигме открытого нелинейного мира: они отличаются широтой и разнообразием тематики, принципиальной междисциплинарностью, способствуют сохранению традиций российской науки и образования и их интеграции в международное сообщество. После проведения этой конференции в Нижнем Новгороде были получены такие отзывы, которых никто не ожидал. Потому что идеи, высказанные в рамках конференции, помогли многим увидеть новые связи между тем, что делают они, и тем, что делается на другом факультете, в другом вузе, на производстве, в совсем других областях науки. Появились новые связи между людьми, которые обогащают любую науку, это очень глубокие конференции, их очень трудно готовить, и людям на них трудно общаться, потому что каждый говорит на своем языке".

У Инны Сергеевны Емельяновой получается совмещать собственные интересы с интересами окружающих ее людей, ученых, университета, российского высшего образования. Весной 2008 года издательство ННГУ выпустило книгу Н.Х. Ибрагимова "Практический курс дифференциальных уравнений и математического моделирования: классические и новые методы. Нелинейные математические модели. симметрия и принципы инвариантности" в переводе с английского И.С. Емельяновой. Инна Сергеевна перевела на русский язык учебник, изданный в Европе. Он соответствует курсу "Дифференциальные уравнения" в Технологическом институте Блекинга для студентов - будущих инженеров, математиков и теоретиков и предназначен для формирования у них знаний и "рабочих навыков", позволяющих решать дифференциальные уравнения. Он отличается широтой охвата материала и логической цельностью построения. Нередко вузовские курсы "дифференциальные уравнения", "математическая физика", "математическое моделирование" и тем более специальные курсы "Группы и алгебры Ли", "Обобщенные функции и пространства Соболева", "Групповой анализ дифференциальных уравнений" и другие слабо связаны между собой. В предлагаемом учебнике эти и другие разделы книги логически взаимосвязаны. Сформированные в учебнике математические модели, описывающие процессы в физике, технике, биоматематике, экономике и т.д., исследуются в последующих главах. На наглядных примерах демонстрируется, что групповой анализ дифференциальных уравнений служит естественным (и нередко единственным!) инструментом для решения нелинейных уравнений, обыкновенных и с частными производными, описывающих реальные процессы. отметим лишь один факт: анализ групп Ли сводит классические 400 типов обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка всего лишь к 4 типам! Фактически групповой анализ является единственным универсальным и эффективным методом аналитического решения линейных и нелинейных дифференциальных уравнений с постоянными и переменными коэффициентами.

"Переводить эту книгу было очень интересно, - отмечает Инна Сергеевна, - я перевела эту большую книгу, в которой 9 глав, в течение месяца, потому что не могла остановиться, мне не терпелось узнать, что там, на следующей странице, в следующей главе, как это изложено? А потом полгода заняла очень трудная редакторская работа". Инна Сергеевна не просто перевела текст, она вчитывалась в каждое слово, проверяла каждый факт, общаясь с автором, с коллегами, с техническими редакторами, спорила с ними, писала собственный комментарий, находила недочеты и вместе с автором исправляла их. В русском переводе добавлены новые материалы, отражен новый опыт автора. "Эта книга полезна всем, кто изучает математику в вузах. Это переход к новому в образовании. Книга Ибрагимова не просто учебник, я не стала бы переводить обычный труд, я перевела то, что останется как этап в математическом образовании России".

После окончания школы мечтой Инны Сергеевны Емельяновой была большая семья: она хотела выйти замуж и родить... десятерых детей. Ее соседи по коммунальной квартире воспринимали это как парадокс. Инна Сергеевна никогда не хотела быть научным работником. Но судьба распорядилась так, что она стала преподавателем, продолжает изучать и применять математику. "Математикой можно объяснить многие вещи, которые невозможно понять иначе. Математика - это способ глубоко осознать смысл любой области человеческой деятельности. Владея математикой, лучше понимаешь самые разные явления: в том числе и искусство, экономику, биологию и другие науки:" А мечта о большой семье все равно осуществляется: у Инны Сергеевны Емельяновой три внучки, правнук и правнучка, а в начале июня 2008 года родился еще один долгожданный внук. Это такое счастье!

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8