Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Здание музея в историческом квартале города

Мы приглашаем вас на прогулку по Ильинской и прилегающим к ней улицам - по древнему Започаинью - месту за речкой Почайной. Этот городской район предстанет перед вами как площадка, к которой попытались привязать свои дипломные проекты студенты - бакалавры и магистры архитектуры - Института архитектуры и градостроительства Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Перед ними стояла задача: реконструировать исторический квартал города и вписать в его структуру здание музея. Рисунки авторов помогут нам представить обновленные улицы и музеи, которые сейчас можно построить разве что на ученических планшетах.

Тексты, которые вы прочтете ниже, взяты из студенческих пояснительных записок и рефератов к проектам и методических указаний профессора кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ О.В. Орельской.

Материалы любезно предоставлены заведующей кафед- рой архитектурного проектирования ННГАСУ доктором архитектуры профессором А.Л. Гельфонд (Ред.)

Започаинье расположено в границах исторической территории старого Нижнего Новгорода, установленной решением Нижегородского областного совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года № 370-М. Часть этой территории попадает в охранные зоны нескольких объектов: культурного наследия федерального значения - Нижегородского кремля (постановление губернатора Нижегородской области от 11 сентября 2000 года № 232), памятников архитектуры: церкви Сергия Радонежского и палат Пушникова (постановление законодательного собрания Нижегородской области от 27 декабря 1996 года № 273), Вознесенской церкви и городской усадьбы конца XVIII- XIX века по ул. Ильинской (постановление законодательного собрания Нижегородской области от 30 сентября 1997 года № 230), Успенской церкви (постановление законодательного собрания Нижегородской области от 18 ноября 1997 года № 280), памятных мест, связанных с именем А.М. Горького (решение Нижегородского областного совета народных депутатов от 25 января 1994 года № 27-М).

В Започаинье в значительной степени сохранилась историко-архитектурная среда, представленная не только отдельными зданиями и сооружениями, но и градостроительными комплексами и ансамблями. Район Ильинской улицы представляет собой своеобразную по архитектурно-пространственному построению зону, отличающуюся целостностью архитектурного облика.

Район Започаинья занимает примерно одну десятую часть территории центральной исторической части Нижнего Новгорода, а на его территории находится почти половина всех объектов культурного наследия Нижнего Новгорода, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

Особо следует выделить жилые дома XVII века: палаты Пушниковых (ул. Гоголя, 52), дом Чатыгина (дом Петра I) (ул. Почаинская, 27), палаты Олисова (крутой переулок, 7).

С именем Петра Великого связывают два исторических здания - дом Чатыгина и палаты Пушниковых. Петр I, впервые посетив наш город в 1695 году во время своего Азовского похода, останавливался в доме Чатыгина. Второй приезд пришелся на 1722 год (Персидский поход). 30 мая император праздновал свой 50-летний юбилей, который совпал с торжествами по поводу 500-летия Нижнего Новгорода. В этот приезд император останавливался в доме бургомистра Якова Пушникова.

К улучшению облика Нижнего Новгорода, в том числе и к застройке ул. Ильинской, являвшейся городским продолжением московской дороги и въездными воротами города со стороны столицы, в разное время проявлялось внимание верховной власти России. Вся планировочная структура Започаинья конца XVIII века утверждалась императрицей Екатериной II. По указу императора Николая I, после пожара 1839 года, когда на улице Ильинской сгорело 4 каменных и 30 деревянных домов, финансировалось проектирвание и строительство жилых домов. Проектирование целого градостроительного ансамбля, объединяющего большую группу домов по улице Ильинской от № 64 до № 100, осуществлялось архитектором Г.И. Кизеветтером. Этот градостроительный ансамбль практически в первозданном виде сохранился до наших дней.

Похвалинский и Зеленский съезды, возникшие в конце 1830-х годов и являющиеся естественными границами Започаинья, сооружались также по личному указанию императора Николая I на средства правительства.

Создание Мариинского дворянского института (здание которого ныне - главный корпус Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета - ул. Ильинская, 65) осуществлялось по инициативе императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

На территории Започаинья находится шесть православных святынь, представляющих собой историческую, культурную и архитектурную ценность - церковь Ильи Пророка (1655), церковь Жен-мироносиц (1649), Успенская церковь (1672), Вознесенская церковь (1866), Сергиевская церковь (1869), Похвалинская церковь (1742).

Морфологические типы уличных пространств Започаинья:

1. Городские улицы и кварталы в конце XVIII - начале XIX века возникали в результате реализации регулярного плана 1770 года. Характерной чертой этой застройки была формирующая улицу усадебная застройка с главным домом по "красной линии", с незначительной плотностью по периметру.

2. К середине XIX века улицы были плотно застроены деревянными домами с хозяйственными постройками в глубине усадеб.

3. Строительство во второй половине XIX века характерно уплотнением усадебной застройки за счет пристроек вдоль улицы, возведения более капитальных надворных построек - мастерских, доходных домов.

4. Характерная тенденция конца XIX века - постепенная смена функции усадебного хозяйства, теряющего сельские черты и приобретающего черты капиталистические. Увеличение этажности построек, уплотнение их по фронту. Появление в первых этажах лавок.

5. К концу XIX века участки улиц, приближенных к центру, представляли сплошную застройку без разрывов, а квартальное пространство - плотно застроенные ленточные дворы.

6. Здания эпохи 1930-1940-х годов вписываются в пространство улицы аналогично постройкам предыдущего периода, поскольку этажность застройки часто не превышает 4 этажей.

7. Смена морфотипов зданий происходит в связи с повышением их этажности до 5 этажей и протяженности (1950-1970-х годов), закономерной является разреженная постановка зданий в пространство улицы.

8. Кардинальная смена морфотипов уличных пространств как следствие появления 9-этажных зданий (1980-е годы). Большие разрывы между такими зданиями и другими постройками (согласно требованиям СНиП), позволяют прийти к выводу, что перед нами дисперсный (разреженный) тип застройки.

9. Современная застройка, как правило, учитывающая контекст, органично вписывается в морфологическую среду улицы, т.е. использует существующие морфотипы.

При реконструкции необходимы специальные градостроительные мероприятия, связанные с выделением различных зон.

Зона музеефикации включает в себя ул. Ильинскую, охватывая те участки, где располагаются памятники культурного наследия. В пределах этой зоны должны выполняться мероприятия по строжайшей охране памятников архитектуры, гарантирующих их сохранность. Это - реставрация памятников, поддержание их в хорошем состоянии (как интерьера, так и экстерьера), благоустройство участков размещения памятников, капитальный ремонт жилых домов с учетом историко-архитектурной инвентаризации.

Зона реконструкции допускает возможность реставрации и реконструкции зданий, а также замену зданий, не подлежащих реконструкции, контекстуальными постройками, которые вписываются в окружающую среду.

Зона модернизации - территории, удаленные от памятников, не имеющие ценной историко-архитектурной планировки и застройки, но расположенные в пределах зон охраны. Здесь возможен наиболее свободный подход к застройке и происходит освоение свободных территорий. Новые объекты в этой зоне имеют значительный объем и размеры. Но наиболее эффективным является сочетание мало- и многоэтажной застройки.

Перед проектировщиком ставятся следующие задачи:
удаление диссонирующей застройки,
уточнение зонирования территории,
четкое разграничение жилых зон и транзитных пешеходных потоков,
комплексное благоустройство,
отвечающее современным требованиям,
сохранение исторически сложившихся красных линий,
увеличение бассейнов видимости основных объектов культурного наследия.
Музей музыки на улице Сергиевской
(проект бакалавра архитектуры Е. Анциферовой, руководитель - доцент Г.М. Голов)

Музей расположен на пересечении улицы Сергиевской и переулка Плотничного. Напротив участка предполагается разбить площадь с небольшим сквером, в результате чего открывается вид от Плотничного переулка на церковь Жен-мироносиц и появляется возможность выгодного восприятия здания музея, которое является завершающим акцентом пешеходной артерии Сергиевской улицы.

Музей музыки как внутренне, так и внешне представляет собой сложную структуру. Композиция главного фасада строится на противопоставлении центрального вертикального объема, акцентирующего вход в музей, и пластичных слоистых горизонтальных элементов, ассоциативно напоминающих струны. Автор стремился к тому, чтобы здание с разных ракурсов вызывало множество музыкальных образов. Пространство экспозиционных залов может трансформироваться в зависимости от поставленных задач.

Архитектура комплекса имеет ярко выраженную современную стилистику, но не пытается подражать старой застройке и имитировать архитектурные приемы прошлого, и потому не диссонирует с существующей исторической средой.

Здание музея включает в себя три различных объема, объединенных между собой единой идеей. Перепад рельефа усиливает впечатление от обособленности некоторых объемов комплекса. Объемы- струны заключают в себе экспозиционную функцию, правое крыло здания, перпендикулярное Плотничному переулку, выполняет административную функцию. Главный объем выполняет функцию распределительного вестибюля и связующего звена между двумя контрастными объемами. Для удобства учеников и администрации музыкальных кружков сделан отдельный вход со стороны Плотничного переулка. Разделение здания на отдельные объемы продиктовано необходимостью регулирования функциональных потоков посетителей, научных сотрудников и работников музея, экспонатов и сотрудников, допущенных к работе с ними.

Реставрационные мастерские расположены в цокольном этаже, имеющем отдельный вход. Эти группы помещений оборудованы грузовым лифтом, обеспечивающим доставку экспонатов к экспозиционным залам.

Вход в здание для посетителей расположен на первом этаже. Первый этаж функционально разделен на две зоны: в первой располагаются киоски с сувенирами, охрана; во второй - комнаты для занятий кружков и лекционные залы.

На втором этаже располагаются экспозиционные залы. На открытых террасах возможна организация летних выставок. музей архитектуры (проект бакалавра архитектуры м. Носковой, руководитель - доцент А.В. Лисицына) так- же запроектирован на пересечении улицы Сергиевской и переулка Плотничного.

Музей в Крутом переулке (проект бакалавра архитектуры О. Здоровой, руководитель - доцент М.В. Дуцев)

Музей расположен на пересечении переулка Крутого и улицы Ильинской.

В основу образа здания музея положен принцип соединения и гармонизации старого и нового. Стилистически здание музея делится на две части: "историческую", примыкающую к исторической застройке рядом с церковью успения Пресвятой Богородицы, и "современную", плавно вытекающую на улицу Ильинскую: "старая" часть, раскалываясь, высвобождает новую современную архитектуру.

Двухчастное объемное решение здания музея обеспечивает разделение потоков посетителей, научных сотрудников и работников музея. Основная экспозиция и выставочные площади находятся в наиболее представительной, динамичной и яркой части "современного" объема. Административная часть располагается в "историческом" блоке, с узкими окнами и горизонтальной разбивкой фасада.

Ведущую роль в организации внутреннего пространства музеев играет освещение. естественное освещение всего экспозиционного пространства музея обеспечивается окнами больших площадей.

Коммуникации активно участвуют в формировании пространства большинства музеев, они помогают посетителям, направляя их движение по экспозиции и формируя паузы.

Хранилища расположены в нижнем этаже "старой" части музея, в здании предусмотрено помещение для приема и дезинфекции вновь поступающих экспонатов. Фондохранилища располагаются в одном блоке с архивом.

С градостроительной точки зрения музей деликатно вписывается в исторический квартал. Перед главным входом в музей запроектирована площадь.

Музей на набережной Федоровского (проект бакалавра архитектуры Д. Ушанкова, руководитель - ст. преподаватель Я.Л. Шаболдин)

Музей расположен на пересечении переулка крутого и набережной Федоровского - с исторической застройкой и новой нейтральной. Стилистически здание музея делится на две части: "историческую", примыкающую к застройке рядом с церковью успения Пресвятой Богородицы, и "современную", выходящую на набережную Федоровского и замыкающую фасад радиусного дома.

Основная экспозиция и выставочные площади находятся в "современном" объеме, административная часть располагается в "историческом" блоке.

Ведущую роль в организации внутреннего пространства музеев играет освещение. Естественное освещение всего пространства обеспечено большими площадями остекления "современной" части музея. Временная экспозиция освещена естественным боковым светом.

Объемная композиция здания усложняется за счет большого перепада рельефа, что нашло отражение в проекте.

Хранилища расположены в нижнем этаже "старой" части музея и оборудованы грузовым лифтом. В здании запроектирована закрытая загрузочная, которая вмещает пятиосный грузовой автомобиль. Фондохранилище и архив располагаются в одном блоке.

Форма плана обусловлена задачей по реконструкции площади вокруг успенской церкви. Часть здания формирует сегмент площади, замыкая композицию. Решается задача увязки плана и всего объема здания с окружающей средой (антропогенной и природной).

Пройдя набережной Федоровского, полюбовавшись видом на стрелку Волги и Оки, мы вернулись на Ильинскую улицу и по ней прошли к Зеленскому съезду. В районе улицы Почаинской на территории винзавода запроектирован комплекс музея индустриализации.

Индустриальный музей на улице Почаинской (проект магистра архитектуры А. Лебедевой, научный руководитель - доктор архитектуры, профессор А.Л. Гельфонд)

Территория в районе винзавода на улице Почаинской выделяется как культурно-рекреационная зона в историческом центре города. Промышленный комплекс выносится за пределы города. Создание музея, гармонично вписанного в живописное природно-ландшафтное окружение, является наиболее целесообразным. А открытая экспозиция, созданная с использованием перепадов рельефа, позволит рассматривать экспонаты в различных точек зрения.

Целью реконструкции является проект современного музейно-выставочного комплекса, в котором сохраняются памятники архитектуры и ландшафт, реорганизуются зеленые массивы.

Музей индустриализации - это способ показать, как менялись Нижний Новгород (г. горький) и нижегородцы (горьковчане), все общество в ходе индустриализации в XX веке.

Одним из основных направлений пешеходного движения к музейно-вставочному комплексу является улица Почаинская, вдоль которой развивается комплекс. На улице Почаинской расположены основные входы в комплекс и въезд в подземную парковку. На ул. Ильинской расположен служебный вход.

Музейно-выставочный комплекс предназначен не только для обслуживания потока туристов, но и для благоустройства повседневной жизни местного населения: Улучшается система пешеходных связей, создается общественная прогулочная зона.

Частично объем здания расположен в подземной части. Композиционно комплекс является продолжением исторически ценного ландшафта. При помощи системы лестниц и пандусов посещение комплекса превращено в путешествие с одного уровня на другой по схеме, позволяющей воспринимать экспонаты в постоянной смене ракурсов.

Индивидуальность и многообразие экспонируемого материала диктуют архитектурное решение, при котором каждый фасад воспринимается главным по отношению к данной улице.

Функционально-образное значение имеет "ось здания" - стеклянные фонари, освещающие коридоры и рекреационные пространства, ориентированные в направлении церкви во имя иконы Казанской Божией матери.

Различные функциональные блоки определяют облик здания. Структура музея включает открытую и закрытую от посетителей зоны. Открытая зона предназначена для обслуживания посетителей, закрытая - обеспечивает свободное перемещение персонала и экспонатов.

Экспозиционные пространства дополняются целым рядом сопутствующих и подчиненных функций. Вся территория комплекса делится на зоны, в которых проводятся массовые и культурно-просветительские мероприятия, различная образовательная работа, организуется отдых. Имеется кинолекционный зал на 350 мест. На территории комплекса предусмотрены предприятия питания (кафе в вестибюле, на открытой площадке, при парковке, в образовательном блоке).

Функциональные блоки комплекса работают на музей, но имеют и самостоятельные входные группы, что дает им возможность осуществлять и городские функции.

Композиционное и функциональное ядро комплекса - основная экспозиция, расположеннная в 3-этажном объеме-линзе, на стеклянном фасаде которого отражается экспозиция на открытых площадках, формирующая внутренний двор. В панораме отражений выстраиваются символы ушедшей промышленной эпохи. Экспозиция музея индустриализации - это путешествие из старого Нижнего Новгорода, куда на ярмарку съезжались со всех концов мира, в закрытый промышленный город Горький, где делали подводные лодки. Перед посетителем будут возникать разные образы - Шуховская башня, символизирующая многие технические новинки, появившиеся на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, автомобили горьковского автозавода и образцы техники, созданные на судостроительных заводах города и области, олицетворяющие эпоху "закрытого" г. Горького, и т. д.

Постоянная экспозиция представлена в залах с трансформирующимися перегородками, а временные выставки организуются на нескольких площадках разных уровней, соединенных лестницами.

Помещения для обслуживания посетителей делятся на несколько функциональных групп:
- входная группа (тамбуры, кассовый и входной вестибюли, распределительный вестибюль с гардеробами и помещениями обслуживания посетителей),
- выставочные пространства, - рекреационные помещения и фойе,
- пункты питания,
- санитарные блоки. Помещения, имеющие культурно-просветительскую функцию:
- библиотека,
- медиатека,
- фонды открытого доступа,
- кружки, студии детского творчества и народных промыслов.

Помещения руководства, технического персонала и административно-хозяйственные помещения.

Музеи, представленные вам выше, придумали студенты. Это учебные работы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но старые улицы Нижнего Новгорода, которые попытались преобразовать, хотя бы мысленно, молодые нижегородцы, еще существуют и радуют нас своим обликом или огорчают пренебрежительным к себе отношением. Пройдите по улицам старого города, полистайте альбомы с фотографиями, которые покажут вам Нижний Новгород (г. Горький) в разные периоды истории, почитайте книги... и обязательно покажите все это детям.

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8