Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Е.Б. Медведева
Интерактивность в пространстве музея

Интерактивность в пространстве музея как и почему в музее стала применяться технология интерактивности. Интерактивность как векторное направление развития современного музея. Критерии музейной интерактивности.

На основании исследований, проведенных в музейной педагогике, можно утверждать, что интерактивность усиливает образовательный эффект во много раз.

На основе школьной педагогики строятся многие музейные программы.

Делая что-то самостоятельно, человек помнит об этом гораздо дольше. Старинная китайская пословица говорит: "Я вижу и забываю, я слышу и вспоминаю, я делаю, и я знаю". Эта поговорка очень хорошо проясняет суть деятельности музеев на основе интерактивности.

Основная задача интерактивных экспозиций - служить источником неформального обучения посетителей, прежде всего детей и молодежи.

Основной принцип: "Научая - развлекай, развлекая - научай". Под словом "развлекай" я имею в виду положительные эмоции и радостное познание - таким должен быть эффект от интерактивных экспозиций.

Организатором первого музея нового типа считается Ф. Оппенгеймер, возглавивший в 1969 году "Эксплораториум" в Сан-Франциско.

На основе принципов этого музея создавались многие современные интерактивные экспозиции и научно-образовательные центры, что сейчас является очень модной тенденцией в Европе, Америке, Азии. Интерактивные центры дают человеку возможность деятельно познавать законы науки и техники с помощью самостоятельных экспериментов и опытов и, безусловно, это доставляет человеку много удовольствия и радости. Тематика выставочных экспозиций разнообразна: "Цвет", "Электричество", "Магнетизм", "Музыка и вибрации", "Теплота и температура", "Языки", "Биология", "Свет", "Память", "Движение", "Узоры и рисунки", "Звук и слух", "Зрение", "Волны и резонанс", "Погода".

Наиболее активно эту тематику освоили именно детские музеи, потому что деятельность этих учреждений, прежде всего, направлена на детскую аудиторию, но и взрослая аудитория воспринимает ее с удовольствием.

Принцип просветительского аттракциона лежит в основе этих выставочных экспозиций. Благотворительный фонд Д.Б. Зимина "Династия" с 2007 года проводит конкурс музейных проектов, целью которого является развитие интерактивных экспозиционных технологий.

Победители конкурса осуществили следующие проекты: "ЖИВЫЕ ЭТИКЕТКИ". Государственный дарвиновский музей.

"РАДИОПАРЫ". Музей науки "Нижегородская радиолаборатория". идея - заставить "молчаливый" экспонат говорить о себе с помощью экрана. Удачное решение для технических экспонатов.

"О ЧЕЛОВЕКЕ В ДЕТАЛЯХ.ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА". Анатомический музей казанского медицинского университета.

МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР "НАСЛЕДИЕ ЧУКОТКИ" (Анадырь).

Каждый человек выбирает для себя маршрут знакомства с экспозицией через информационные экраны.

"СМОТРИ В ОБА". Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева.

Посвящена функции строения глаза. Познание мира через игру.

"БРИТАНСКИЙ СЛЕД". Егорьевский краеведческий музей.

Номинант конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире". Особенность проекта: создатели обратились к истории города и текстильной фабрики Хлудовых, где в XIX веке появилось новое оборудование, изобретенное и закупленное в Англии. Это наиболее многоплановая интерактивная выставка из тех, что реализуются сейчас в музеях.

Зарубежные экспозиции: МУЗЕЙ "ДОМ ПРИРОДЫ", г. Бад-Харцбург, Германия.

Экспозиция создана на территории природного парка и ориентирована на туристов - главную адресную аудиторию, в оформлении ее использовано дерево, а экраны заставляют зрителей быть активными.

Критерии интерактивной экспозиции

1. Общение без посредника (экскурсовода, музейного педагога) или при его минимальном участии - лишь в качестве помощника.

2. Множественность форм поведения посетителя в экспозиционном пространстве (игровая деятельность, возможность экспериментировать, что-то делать своими руками).

3. Наличие различных пластов информации, доступных посетителю после совершения им определенных действий: включения экрана, нажатия нужной кнопки на аппаратуре.

4. Активизация познавательной и мыслительной деятельности, когда человеку не даются готовые решения, а задаются вопросы, предлагающие самостоятельный поиск ответов, мотивацию к поиску, эксперименту.

5. Соответствующая возрасту посетителей эргономика: детская экспозиция предполагает больше движения, в экспозиции, предназначенной для людей старшего возраста, необходимо предусмотреть возможность отдохнуть.

6. Особенно важно, чтобы в детской интерактивной экспозиции практически не ощущалась школьная дидактика. Интерактивность - это та новая образовательная технология, что дает лучший образовательный результат в современной музейной деятельности.

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8