Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

Е.Б. Медведева
Проектные технологии - дань моде или?..

Понятие "музейное проектирование". Характеристики музейного проекта. Основные составляющие проектной заявки.

Что такое проект? Слово "проект" в русском языке имеет четкое значение. Проектом называется то, что задумано, но еще не осуществлено, некий перспективный план.

Но в нашем случае подразумевается нечто другое. Хорошо показал, что такое проект, В.Ю. Дукельский в своей статье на примере "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина, где описана именно проектная деятельность, т.е. имеется четкое осознание проблемы и поиск оптимальных путей решения. В сказке две сестры нашли не оптимальные пути решения, а третья решила не только свои проблемы, но и проблемы батюшки-царя. Проектная деятельность как эффективная и результативная бывает такой тогда, когда какие-то решения собственных проблем одновременно решают и проблемы местного сообщества.

Проектная деятельность - это своеобразный язык общения, благодаря которому музей налаживает контакты с внешним миром, с партнерами. "На лбу любой проектной инициативы: должно быть написано: решая ваши проблемы, я решаю свои" (В. Дукельский).

Проекты предполагают творческий подход, преобразование существующей реальности, поскольку это не будничная деятельность музея и не выполнение плановых заданий. Проект - это дополнительная нагрузка на музейный коллектив, он предполагает нечто творческое и инновационное.

Создание проектов называется технологией потому, что проекты эти можно унифицировать, усовершенствовать, осваивать. Проектные технологии - это, с одной стороны, эффективный инструмент музейного менеджмента, управления музеем и, с другой стороны, это механизм привлечения средств посредством оформления проекта в виде грантовой заявки в благотворительные фонды и учреждения власти.

Задача проекта - поднять деятельность музея на новый качественный уровень.

Проектом предполагается анализ ситуации, диагностика проблем и четкое определение их источника и характера, обязательно делается акцент на достижение социально значимого результата. На основе этого анализа ведется поиск вариантов решений с учетом имеющихся ресурсов (время, кадры, материальные ресурсы с учетом софинансирования, интернет и другие средства коммуникации).

Принципы проектной деятельности

1. Постановка целей, ориентированных на социальнозначимый результат.

2. Продуманность критериев результативности.

3. инновационный и творческий характер, стремление подняться над рутиной музейных будней. Проектная деятельность - это "управление изменениями" (С.Э. Зуев).

Проект стремится выйти за пределы привычного опыта и одновременно предполагает долгосрочную перспективу. очень важно показать при оформлении заявки, что деятельность музея не закончится с окончанием проекта, будет продолжена, имеет перспективу. Проект может быть инновационным для данного музея, музеев данного профиля, для данного региона (например, особый туристический продукт). Проект подразумевает запрет на "повторение пройденного"

Факторы, делающие проект - проектом

Первое - ограниченность во времени: как правило, в течение одного года. Эта характеристика важна потому, что указывает на реалистичность проекта, является показателем того, что он разворачивается планомерно и поэтапно, имеет начало и завершение, т.е. является проектом, а не "прожектом". В любой грантовой заявке есть графа "Этапы реализации", где указывается время начала реализации проекта и время его завершения.

Второе - постоянный состав проектной группы, где разделяются обязанности, есть руководитель, менеджер проекта, бухгалтер и другие постоянные или временные члены группы, сотрудники организации и привлекаемые извне люди.

Команда, работающая над проектом, должна состоять из людей, заинтересованных в его начале и завершении, способных учитывать мнение друг друга, ответственных за свой участок работы, верящих в успех проекта, обладающих достаточной квалификацией, необходимой для успешного завершения проекта, дополняющих друг друга, совместимых друг с другом.

Работа в проектном коллективе предполагает равноправное общение между его членами; коллегиальность принятия решений; открытость и доступность информации для всех участников проекта (в том числе информации о финансовых потоках, питающих выполнение проекта).

Целевое финансирование

Проект нуждается в финансовой поддержке, продумывании бюджета, поиске партнеров, которые могут поддержать его материально.

Основные источники финансирования: государственные и муниципальные программы, общественные организации и благотворительные фонды, коммерческий сектор, частный сектор, меценаты.

Музею нужно доказать насущную необходимость и важность того дела, ради которого он обращается за поддержкой.

Реалистичная смета - обоснованность запрашиваемых средств, соответствие между содержанием проекта и запрашиваемыми средствами.

Важно думать о том, кто будет помощником музея при выполнении проекта: волонтеры, привлекаемые на добровольной основе и бесплатно, или учреждения образования и культуры (в так называемых партнерских проектах).

Замысел может быть назван проектом, если подразумевается предварительный маркетинговый анализ положения в сфере, которой касается проект; создается проектный коллектив, понимающий цели проекта и готовый работать над их осуществлением; есть определенные средства на его реализацию.

Работа в проектном режиме дает музею шанс для внедрения инноваций, стимул для более эффективного развития, выявляет и поддерживает творческий потенциал как в коллективе музея, так и в сторонних организациях.

Больше шансов получить поддержку имеют проекты, расширяющие музейную аудиторию без решения каких-то глобальных проблем (часто в заявке для определения этого момента имеется специальная графа - "Целевая аудитория"); предполагающие новые формы презентации музея (музей как организатор городских праздников, например - "Музейный пикник" в г. Тольятти, который приглашает всех своих партнеров ежегодно 18 мая на яркий городской праздник за стенами музея); раскрывающие культурную специфику региона (например, культурный туризм как фактор развития региона и как способ создания новых рабочих мест); повышающие культурную активность местного сообщества (развитие творческих инициатив среди местного населения); включающие музей в сферу туризма (это очень поддерживается, имеется много номинаций в разных конкурсах); включающие софинансирование партнерских организаций (при запросе крупных денежных средств); рассчитанные на получение собственных доходов.

Основные этапы работы над проектом

Формулировка идеи.

Разработка стратегии ее выполнения.

Предварительное планирование, создание проектного коллектива.

Разработка плана исполнения.

Стадия реализации.

Подведение итогов, оценка результативности - самый важный этап.

Проекты - победители конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" как примеры успешных проектов:

"Тайны вукочи". Архитектурно-этнографический музей "Лудорвай", Удмуртия. Проект в поддержку энтузиастов-краеведов.

"Палеодеревня". Музейно-выставочный центр "Находка". Интерактивная среда, создаваемая силами подростков, воссоздание Палеодеревни.

"Помой-ка!" Тверской объединенный музей. Проект экологической направленности, призывающий к приведению в порядок окружающей среды, объединил 19 филиалов Тверского объединенного музея.

"Феерия света". Егорьевский краеведческий музей. "Зима из прошлого". Архангельский областной краеведческий музей. Возрождение традиций городских зимних праздников на улице.

Что объединяет эти проекты? Они становятся ресурсом развития (конкретного музея, региона, где музей находится), а следовательно, влияют на изменение качества жизни людей, меняют жизнь местного сообщества.

Основные составляющие проектной заявки

1. Название проекта, адекватно и выразительно отражающее его идею и пробуждающее интерес к нему.

2. Социально значимая проблема, которую призван решить проект.

3. Цель проекта. Представляет собой декларацию о намерениях его авторов. Она должна ориентироваться на решение проблемы и достижение социально значимых результатов.

4. Целевая группа. Нельзя решить проблем всех людей, поможем конкретной группе общества, адресуясь именно к ней.

5. Содержание проекта. Важно научиться излагать суть проекта кратко, подчеркнуть его актуальность и наметить виды деятельности в рамках проекта.

6. Партнеры проекта. Те, для кого проект привлекателен и социально значим, для кого он представляет интерес.

7. оценка результативности проекта. Это выявление критериев и измерение эффективности проекта, в том числе с помощью качественных показателей.

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8