Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 9-10 Журнал N16":
Главной темой нашего журнала стали корпоративные музеи.

К сведению!
Роль личности в музейном деле в большинстве случаев остается определяющей. Это относится к работникам и государственных, и корпоративных музеев. Всю жизнь работая на одном предприятии, относясь к нему как к родному дому, помимо своих непосредственных производственных задач, человек берет на себя заботы по организации музея, обогащая это дело личными качествами увлеченного собирателя и борца за справедливость, защитника интересов работников своего предприятия. Коллекции и экспозиции, созданные музейщиками-подвижниками, часто отражают историю развития отрасли, в которой они работают.

Нам очень хотелось отметить три важных юбилейных даты 2008 года: 90-летие Нижегородской радиолаборатории, 75-летие Нижегородского отделения Союза художников России и 60-летие Нижегородского планетария. Нижний Новгород, славный своими научными школами и наукоемкими производствами, продолжает быть местом средоточия огромного научного и производственного потенциала. Большое значение при этом имеет популяризация науки, чем с успехом занимаются и Нижегородский планетарий, и музей науки "Нижегородская радиолаборатория", и музеи вузов и предприятий.

2-3 декабря 2008 года в музее науки "Нижегородская радиолаборатория" был проведен Первый научный семинар "История науки и техники: музейные исследования", в работе которого приняли участие представители разных научных, технических, производственных музеев. Этот семинар будет отныне проводиться регулярно - один раз в два года. .

М.Ю. Юхневич
Путеводитель по экспозиции как средство создания интерактивной ситуации

Проблемы создания и существования интерактивных экспозиций. интерактивность противоречит музейной специфике, и метод может доминировать над содержанием.

Музейный педагог не всегда способен отказаться от роли экскурсовода-интерпретатора и стать только помощником.

Дети не всегда готовы к самостоятельности, когда они попадают в пространство музейной экспозиции, они ждут, что какая-нибудь "тетя" возьмет указку и все им покажет и расскажет. Когда дети осваивают интерактивное пространство, они вспоминают об этом с большим удовольствием.

Интерактивность - это сильный стимул для развития музея, как говорят специалисты, это вектор развития современного музея, это знак изменения представления музея о человеке, который обретает право свободы творчества в пространстве музея, но и меняется представление человека о музее.

Это важно учитывать при создании интерактивной экспозиции.

Автору интерактивной экспозиции полезно помнить высказывания: " Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами". К.И. Чуковский

" Знание подвижно. Нужно учить пониманию". С.П. Капица если музей будет учитывать эти мысли, то он будет меняться и станет интересен ребенку и взрослому.

Создание путеводителей по экспозиции - это тоже знак движения в сторону интерактивности и способ создания некоторой интерактивной ситуации.

Реализуется формула интерактивности: "Я сам: действую, думаю, принимаю решения".

В России путеводители, которые способствовали возникновению различной интерактивности, появились лет 10 назад, а за рубежом они широко используются уже давно. Там редко сотрудник музея работает с группой экскурсантов. Он чаще всего готовит "листки активности", творческие задания и т.п., предназначенные для семейных посетителей, школьников или взрослых посетителей.

Партнерский проект питерских музеев - игра- путешествие "Я ИДУ ИСКАТЬ!"

Это серия из 20 маршрутов-путеводителей по музеям Петербурга. Работают эти путеводители в "Детские дни в Петербурге" (21 октября - 7 ноября). Музеи города готовят специальные программы для детей к этому времени. Дети, вооружившись путеводителями, отправляются в путешествие по музеям.

20 музеев объединились картой-путешествием. В каждом музее, в котором побывал ребенок, на карте ставится печать, подтверждающая тот факт, что очередной этап путешествия пройден.

Детям-путешественникам вручаются призы как оценки их деятельности (этот раздел игры детям очень нравится).

Адресат игры - семейные посетители и подростки. У этой игры есть свой игровой персонаж - львенок, который в различных музеях предстает перед посетителями в различных обличиях.

Львенок задает вопросы своим подопечным, он служит также своего рода маячком, поскольку в сложной экспозиции большого музея (в Эрмитаже, например) маленькому посетителю бывает трудно разобраться. У всех экспонатов, которые включены в маршрутный лист, ставится маленький значок в виде львенка.

В чем особенность и привлекательность этого проекта? - инновационность.

В рамках проекта создан оригинальный музейно- педагогический продукт, аналогов которому до сих пор не было в России. Это не просто путеводитель по различным залам одного музея, это проект, объединивший комплекс музеев и увлекательную программу их посещения.

- Ориентация на актуальные запросы потребителя.

Это значит, что в проекте реализуется принцип "Я сам принимаю решение". Очень ценится этот принцип подростками, которые устали от опеки в школе. Дети с большим удовольствием работают с таким путеводителем-помощником. Путеводитель создает условия для углубленного восприятия экспозиции: нужно обязательно найти информацию на этикетках в экспозиции, применить творческие и интеллектуальные способности для поиска ответов на вопросы. Сосредоточенное рассматривание обязательно, и это ценится учителями и экскурсоводами. Путеводитель помогает преодолеть чувство растерянности, которое подчас возникает и у взрослого посетителя музея.

- Организовано партнерское взаимодействие. "музей + музей". Музеи выявляют резервы межмузейного взаимодействия, когда внутри программы каждый музей создает что-то такое, что он не мог создать, если бы его партнерами не стали другие музеи. Взаимодействие начинается с семинара, на котором собираются участники проекта - 20 или чуть больше музеев.

- Целевое финансирование - очень важная часть успеха проекта.

Маршруты-путеводители готовятся к изданию и тиражируются за счет средств Фестиваля "Детские дни в Петербурге". Фестиваль поддерживается министерством культуры города Санкт-Петербурга. Макет остается собственностью музея, что дает возможность продолжить работу над проектом и использовать его в обновленном виде впоследствии.

- Отслеживание результативности. Детское жюри, которое проходит каждый маршрут, и объявляет победителя - лучшего, по их мнению, музея- участника.

- Ориентация на новые проектные замыслы. Игра-путешествие "Я иду искать!" - это открытый и развивающийся проект, который проводится уже 4 года.

Этапы развития проекта

Первый этап - 2005 год.

Этап освоения жанра, в котором приняли участие 20 музеев - большие и маленькие музеи, имевшие опыт работы с путеводителями, и новички. В 2005 году дети впервые отправились в музеи с маршрута- ми-путеводителями в руках.

Второй этап - 2006 год. Этап освоения технологии партнерского взаимодействия. - Был организован 3-дневный семинар для обсуждения путеводителей, которые необходимо было объединить тематически и ориентировать на участников определенного возраста.

Темы путешествий 2006 года: "Хочу стать героем" - для дошкольников.

"По морям, по волнам" - для младших школьников.

"Камень, ножницы, бумага" - для младших подростков (6 музеев). "Каждый выбирает по себе" - для старших подростков, путешествия по мемориальным музеям.

Третий этап - 2007 год. Этап освоения актуальной социальной проблематики. Толерантность - главная тема этапа и очень сложная задача для музейных специалистов, которым нужно было объяснить такие сложные понятия, как "я", "другой, "чужой", многообразие и взаимообогащение культур и проблемы, с этим связанные.

Девиз этапа "Я иду искать новые точки зрения".

На начальной стадии коллективной работы шли презентации различных проектов и их обсуждение.

Темы путешествий 2007 года: "Мирись, мирись и больше не дерись" - о дружеском отношении к природе.

"Здесь и свой, и чужестранец" - о предметах, которые пришли из других культур и стали "своими".

"Место назначения..." - о том, как меняется восприятие - "точка зрения" - путешественника.

"Найди себя, сыграв в другого" - о том, как можно понять другого человека, встав на его "точку зрения".

"Разговор с героем" - о разных проявлениях героизма (для старшего школьного возраста).

Отбор участников проекта проходил на конкурсной основе. Экспертное сопровождение осуществлялось на всех этапах проекта. Работали детское и взрослое жюри.

Рекомендации при создании путеводителей: - маршрут-путеводитель

- Это "указка для глаз", то, что должно направить посетителя к конкретному экспонату.

- Главную роль в маршруте по музею играют экспонат и экспозиция, а текст и рисунок лишь "подыгрывают" им, поэтому текстовые комментарии необходимо свести к разумному минимуму.

- Рассматривание рисунков не должно заменять рассматривания экспонатов.

- Маршрут должен содержать разнообразные, но не слишком утомительные задания, которые не требуют много времени и сильного напряжения, зато активизируют восприятие экспозиции.

- Игра и юмор

- Ключ к преодолению многих барьеров, в том числе страха ребенка не справиться с заданием, совершить ошибку.

Мнение участника об игре-путешествии "Я иду искать!":

"Заинтересованность музея вызвана не только прагматическими задачами привлечения новых посетителей, но и желанием обогатить собственное представление о музее в "зеркалах чужого восприятия"" (Елена Жолина)

[Журнал N16]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8