Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 19 Журнал N19/ 2010":
Тема номера Победа в Великой Отечественной войне -1941-1945 г.

К сведению!
Событиям 1941-1945 годов - Великой Отечественной войне - посвящен очередной номер журнала. Исследования специалистов, воспоминания людей, переживших военное лихолетье, фотографии и документы свидетельствуют не только о тяжелых, часто невыносимо тяжелых условиях труда и быта людей, но и рисуют объективно достоверную картину ушедшей реальности, когда весь народ был объединен одной целью - мы победим!

Взаимосвязь планировочной и архитектурно-пространственной структуры Нижнего Новгорода в период классицизма
А.С. Шумилкин

Нижний Новгород - один из старейших городов России. Он прошел многовековой путь развития от форпоста на крайних восточных рубежах Владимиро-Суздальской земли в XIII веке до крупнейшего торгово-промышленного города - "кармана России" в XIX веке. На всем протяжении своего развития менялась планировочная структура Нижнего Новгорода и, как следствие, менялись его общее устройство, речные панорамы и объемно-планировочное решение. В этой диалектической взаимосвязи генплан города можно рассматривать как информацию, показывающую процесс "прорастания" будущих архитектурных объектов и ансамблей в городской ткани. В статье впервые комплексно анализируются исторические планы Нижнего Новгорода в единстве с эволюцией его объемно-пространственной структуры [1] .

Наиболее интересно в этой связи рассмотреть градостроительство Нижнего Новгорода в эпоху классицизма. Как и во всех провинциальных городах, в Нижнем Новгороде классицизм несколько отставал по времени от столичных городов. Начало его развития в Нижнем Новгороде относится к концу XVIII века. Именно в этот период происходят значительные преобразования города на основе нового, высочайше утвержденного в 1770 году плана, который стал "программой" развития города на многие десятилетия. Результатом этих преобразований стало превращение древнего города со средневековой структурой в градостроительный ансамбль, в котором проявилась органичная взаимосвязь планировочной и объемно-пространственной структур.

Прежде чем говорить о преобразованиях города эпохи классицизма, остановимся коротко на облике старого Нижнего в дорегулярный период. Как и другие древнерусские города, Нижний Новгород имел живописную и дробную структуру, обусловленную расположением города на слиянии двух великих рек - Оки и Волги, а также наличием богатого холмистого рельефа. Улиц, как таковых, в классическом понимании еще не было, за исключением отдельных участков. Города состоял из отдельных домов и построек, объединявшихся в группы и соподчинявшихся между собой. Улицы являлись коммуникационными артериями, по существу, это были дороги, живописно извивавшиеся, следовавшие рельефу местности и конфигурации отдельных земельных участков [2].

В первой половине XVII века на территории вблизи кремля, наиболее обжитой части города, велось активное культовое строительство. Надо отметить большую роль шатровых храмов в облике города. Они не только вносили разнообразие в застройку улиц, но и выполняли роль важных градостроительных объектов, отмечавших структурные узлы в планировке города, и одновременно формировали своеобразие речных панорам.

Благодаря большому числу высотных культовых сооружений, возведенных во второй половине XVII - середине XVIII века, Нижний Новгород получил новый облик. Прежний силуэт, определявшийся высокими деревянными шатрами церквей и острогов, сменился не менее богатым силуэтом каменных пятиглавых и многоярусных храмов, шатровых и ярусных колоколен. Вновь появлявшиеся каменные церкви строились часто на месте и взамен деревянных церквей, а также занимали вершины холмов вблизи бровок откосов или замыкали перспективы улиц. Поэтому над невысокой жилой в основном деревянной застройкой сохранялись прежние доминанты.

Исторически сложившаяся архитектурно-планировочная структура в первой половине XVIII века не претерпела существенных изменений. Об этом свидетельствует план города 1768 года. Это первый инструментальный план, дающий представление о структуре города, сложившейся в эпоху Средневековья и просуществовавшей в целом до конца XVIII века.

Новый план, разработанный в 1770 году крупнейшим российским градостроителем А.В. Квасовым, был подчинен принципам классицизма и регулярности. Этот план можно назвать своеобразной "программой" города периода классицизма. Основой его послужил план-съемка 1768 года, а центральным планировочным ядром остался кремль. Перед Квасовым была поставлена непростая задача - составить генплан города, который бы отвечал новым требованиям времени. Работы по составлению этого плана были начаты с уточнения съемки города на существовавший момент. Проведенная съемка показала, что город застроен нерегулярно, хаотически, имеет сложную и разветвленную сетку средневековых улиц, узких даже для того времени. Застройка была в основном деревянной, с редким включением каменных, жилых и культовых зданий, и разностильной по архитектуре. Всю ткань города рассекали овраги и откосы, которые не имели должного благоустройства. Единственной отправной точкой для формирования нового плана для архитектора стал Нижегородский кремль и система каменных церквей, формировавших силуэт города с Ока и Волги. После выявления приоритетов регулярным планом А.В. Квасова предусматривался коренной снос старых кварталов и улиц и шло формирование нового каркаса улиц и площадей города.

В плане 1770 года кремль сохранил свою историческую градоформирующую роль. Основные улицы лучами расходились от кремля и, пересекаясь с поперечными полукольцевыми улицами, создали радиально полукольцевую структуру нового города. Основной чертой плана явилось не просто формальное использование исторического местоположения кремля в качестве точки отсчета, а именно диалог вновь создаваемых улиц с башнями и культовыми постройками кремля и понимание их ценности и необходимости сохранения. В этот период фортификационную роль кремля заменила административная, а прямолинейные лучи улиц получили направленность на башни кремля и его культовые постройки.

Пространство перед кремлем в нагорной части от Коромысловой до Георгиевской башни было расширено и раскрыто за счет засыпки старого рва и образования трапециевидной Благовещенской площади [3]. Создание площади рядом с кремлем стало одним из важнейших планировочных мероприятий этого периода. Эта площадь еще сильнее подчеркивала роль кремля как основы структуры всего города. Название площадь получила по имени Благовещенского собора, стоявшего в центре вновь созданной площади. Помимо собора на площади располагались еще церковь Алексея Митрополита и Казанская церковь. При этом важно отметить, что ни одна из перспектив радиальных улиц не завершалась культовой постройкой Благовещенской площади. Только войдя на площадь, посетители воспринимали все величие и единство ее с прикремлевской территорией.

В нагорной части наибольшее градостроительное значение имели Дмитриевская, Пороховая и Георгиевская башни. Улицы, веерно расходившиеся в направлении Москвы и Казани, расширены и спрямлены. Так, улицы Большая Покровская, Тихоновская (ныне Ульянова) и Варварская были ориентированы на Дмитриевскую башню, причем их перспективы точно замыкались объемом главной проездной башни кремля. Алексеевская улица замыкалась объемом рядом стоявшей круглой Пороховой башни. На эту же башню была сориентирована и главная улица нового жилого района, расположенного между Волжским откосом и Ковалихинским оврагом, - Большая Печерская.

Набережная по Волжскому откосу (ныне Верхне-волжская наб.) еще не была застроена и замыкалась квадратной Георгиевской башней, на фоне которой виднелись постройки старого Крестовоздвиженского монастыря и Георгиевская церковь.

Для района Започаинья главными планировочными ориентирами служили Северная и Часовая башни и Спасо-Преображенский собор в кремле. Вновь проектируемая набережная по склону Успенской горы в районе церквей Успенской и Ильинской была ориентирована на Северную и Часовую башни. Можно отметить при этом, что Ильинская церковь на этойнабережной не играла роли важнейшего ориентира и перспектива набережной проходила по касательной к объему церкви. Главной же улицей района Започаинья по плану предполагалась вновь создаваемая магистраль, которая с западной стороны завершалась собором Благовещенского монастыря, а с противоположной - главным городским собором - Спасо-Преображенским. Эта улица связывала район Започаинья с кремлевской территорией посредством моста, переброшенного через Похвалинский овраг. В перспективе этой же улицы оказывалась и Тайницкая башня кремля.

Улицы Нижнего посада получили в качестве перспективных завершений также кремлевские башни. Так, Белая башня завершала перспективу улицы Рождественской в районе торга. Одна из улиц, перпендикулярных берегу Волги, на которой Квасовым проектировались корпуса гостиного двора, была ориентирована на Тайницкую башню.

Таким образом, в созданном А.В. Квасовым новом регулярном плане города органично соединились кремль и прилегавшие улицы в единый ансамбль, который учитывал особенности исторического места и сложную структуру рельефа города. Важно отметить в этой связи, что существовавшие в это время башни кремля находились частично в руинированном состоянии: отсутствовали зубцы на стенах, сами башни не имели деревянных шатровых завершений. Однако, несмотря на отсутствие эффектных архитектурных элементов, кремль воспринимался как святыня, значимость которой подчеркивалась ориентацией на нее самых важных направлений улиц. При этом выявлено, что практически все башни кремля выполняли роль архитектурных ориентиров при прокладке вновь создаваемых радиальных улиц. Несмотря на то что на территории кремля и прикремлевской территории было большое количество церквей, ни одна из улиц не была точно сориентирована на эти постройки. Исключение составляет только кафедральный Спасо-Преображенский собор.

Практическое осуществление плана А.В. Квасова развернулось только после 1779 года, оно продолжалась много лет, но это способствовало тому, что новый классицистический план все более органично связывался со сложившейся местной ситуацией. Вновь создаваемая градостроительная структура несла в себе новые черты регулярности и торжественности классицизма. Одновременно в плане было определено место разбивки будущих площадей. Красные линии улиц нового плана сразу же после его утверждения начали застраиваться общественными и капитальными жилыми зданиями. Они возводились в новом классическом стиле по типовым образцовым проектам.

Новый архитектурный стиль города в первую очередь определялся строившимися государством крупными административными и общественными зданиями, которые отличались обязательным применением классических ордеров в сочетании с гладкими плоскостями стен. Так, в 1784 году в нижней части города, на территории древнего торга, были построены два одноэтажных корпуса гостиного двора, облик которых определяли открытые по всему периметру аркады.

В 1780-х годах в кремле складывается архитектурный ансамбль главной Плац-парадной площади, классицистический характер которой определялся двумя торжественными зданиями. В 1785 году под руководством губернского архитектора Я.А. Ананьина были построены протяженное здание Присутственных мест, а в 1788 году - здание вице-губернаторского дома. Эти строгие, торжественные сооружения создали крупный масштаб застройки и архитектурный облик новой административной Плац-парадной площади кремля.

К концу XVIII века сложился ансамбль главной городской площади - Благовещенской (бывшей Верхнепосадской) - у Дмитриевских ворот, от которой радиусами расходились четыре улицы: Большая Покровская, Алексеевская, Варварская и Тихоновская. Главную площадь города (ныне площадь Минина и Пожарского) сформировали общественные здания гимназии и почтовой конторы, имевшие характерное для классицизма трехчастное деление. В центре площади были сохранены Благовещенский собор и церковь Алексея Митрополита. В результате трапециевидная Благовещенская площадь со строгими классицистическими постройками по периметру и с монументальными культовыми сооружениями в середине до начала XX века представляла собой законченный архитектурный ансамбль в исторической части города.

Градостроительный замысел Квасова был весьма дальновидным, поскольку дальнейшее планировочное развитие города в период от конца XVIII до начала XX века проходило в его русле, постепенно детализируясь и усложняясь. Город получил целостную композицию, четко ориентированную на городской центр - кремль, а спрямленные улицы приобретали новые площади, формировавшие архитектурные ансамбли. В результате вся центральная часть города обрела архитектурно-планировочное единство, основой которого стал исторический центр - Нижегородский кремль. На протяжении веков кремльсохранял ту центростремительную силу, которая оказала огромное влияние на сложение планировочной структуры города, создавая ту самобытность и своеобразие, которыми отличается Нижний Новгород.

По прошествии более чем полувека составленный Квасовым план, который уже начал осуществляться, стал нуждаться в поправках и изменениях. Особенно значительный импульс к развитию получил Нижний Новгород благодаря перенесению в 1817 году ярмарки из Макарьева на Стрелку Оки и Волги. В 1818 году началось сооружение одного из самых крупных ансамблей эпохи классицизма. С него началось планомерное освоение территории заречной части, а город теперь расположился на двух берегах реки, образуя нагорную и заречную части. Спроектированный А.Д. Захаровым и осуществленный О. Монферраном и А. Бетанкуром ансамбль (1822) оказал существенное влияние на развитие города. Ярмарка стала главным местом притяжения всей жизнедеятельности города, который в определенном смысле превратился в ее придаток. В целом застройка Нижнего посада ориентировалась на ярмарку. Стрелка Оки и Волги получила архитектурное оформление, достойное речной столицы [4].

Новый план города был составлен в 1824 году архитектором В.И. Гесте. Этот план закрепил результаты перепланировочных работ и изменений, внесенных в проект 1770 года, а также планировку гигантского ярмарочного комплекса. На этом плане Нижний Новгород рассматривается вместе с ярмарочным ансамблем, территориально и административно не входившем в границы города, и Кунавинской слободой, ставшей частью города и получившей регулярную планировку. То есть с постройкой ярмарочного центра Нижний Новгород стал активно осваивать территорию левобережной зоны Оки, создавая там новые речные панорамы.

Новый проект предусматривал также значительное расширение нагорной части города в восточном направлении; в нем лучше, чем в проекте 1770 года, учитывались особенности рельефа. Геометрически правильная сетка улиц восточной части города по новому плану почти целиком сохранилась до наших дней. Здесь основная роль отводилась ул. Большой Печерской, проходившей по середине территории, ограниченной Волжским откосом и Ковалихинским оврагом, и намеченной новой Сенной площадью на границе города.

Важной частью проекта было пространственное объединение ранее изолированной, замкнутой Благовещенской площади с Волжским откосом. В результате этого полностью изменился характер застройки околокремлевской территории и образовалась парадная трапециевидная в плане площадь с широким ответвлением (Семинарской площадью) в сторону откоса, где главным зданием стал огромный корпус семинарии (1829). По своей планировочной структуре она напоминала пространственное построение главных площадей в Петербурге, Ярославле и была соразмерна им. В новом плане В.И. Гесте была сохранена доминирующая роль кремля в планировке города. Главные улицы, ориентированные на башни кремля, сохраняли свое значение, а многие менее значимые улицы, делившие небольшие кварталы, были изъяты. В результате план получил более крупное комплексное построение.

В нагорной части следует отметить следующие изменения. 20-30-е годы XIX века связаны с творчеством нижегородских архитекторов А.Л. Леера и И.Е. Ефимова, а также петербургского архитектора А.И. Мельникова, которым принадлежит проектирование ряда зданий, определивших архитектурный облик центральной части города этого времени. Значительное место в застройке главной улицы Большой Покровской занимали здания Дворянского собрания (1826) и Лютеранской церкви (1828). Крупные работы по проектам А.И. Мельникова были проведены внутри кремля: установлен обелиск в честь К. Минина и Д. Пожарского (1828), построены Успенский (1823) и новый, взамен разрушенного, Спасо-Преображенский (1834) соборы. Основная застройка улиц жилыми зданиями велась на основе образцовых проектов.

В 30-х годах XIX века, вследствие размещения в кремле военного гарнизона, кремлевские здания были частично или полностью перестроены и кремль превратился в военно-административный центр. Здание Присутственных мест было реконструировано и приспособлено под казармы военной гимназии А.А. Аракчеева. Оно приобрело новый архитектурный облик, существующий до настоящего времени. Рядом с ним было построено здание манежа (1841).

В результате переноса Крестовоздвиженского монастыря набережная Волжского откоса на отрезке от Малой Печерской до кремля получила еще большую пространственную взаимосвязь с Георгиевской башней. В районе Започаинья произошли более крупные планировочные изменения, которые проявились в ликвидации ранее запроектированной магистрали от Благовещенского до Спасо-Преображенского соборов. Была изменена направленность набережной на Успенской горе, она получила новую ориентацию на Ивановскую башню. Планом В.И. Гесте была закреплена линия Почаинской улицы, которая стала ориентироваться на Тайницкую башню, значительно расширена зона Нижнего посада, расположенного под кремлем. Предусматривалась более четкая прямоугольная сетка кварталов. Отрезки улиц, перпендикулярные волжскому берегу, были ориентированы последовательно на Часовую, Зачатьевскую и Борисоглебскую башни кремля. Кроме того, по новому плану в нагорной части и Нижнем посаде определялось место для новых площадей: Троицкой, Театральной и Софроновской.

Территория ярмарки существенно расширяется и уплотняется, особенно вдоль Оки. Благодаря этому формируются речная панорама и застройка набережной, объединявшей торговые и складские здания. Важную роль в ее построении, в том числе силуэте, играл ярмарочный дом (1822).

С открытием Нижегородской ярмарки было связано увеличение количества жителей и усиление строительства жилых и доходных домов. Особенно это повлияло на застройку Рождественской улицы, являвшейся связующим звеном центра города с ярмаркой. К середине XIX века она приобрела законченный архитектурный облик с почти сплошной застройкой каменными зданиями делового и торгового характера. Здесь в 1820-х годах завершилась реконструкция корпусов гостиного двора, которые получили по второму надстроенному ярусу периметральные колоннады и по своей архитектуре и прекрасным пропорциям вошли в число лучших образцов провинциального классицизма. Наиболее значительную роль в ее облике играли дворянские усадьбы Голицыных и Строгановых, купеческие дома И.С. Пятова, А.Б. Смирнова и др.

Важными градостроительными объектами стали два крупных архитектурных комплекса, поставленных на границе городской черты, на замыкании главных улиц города: Крестовоздвиженский монастырь (арх. И.И. Межецкий, 1823) завершал перспективу Ильинской улицы и ее продолжения Большой Ямской улицы, тюремный замок - острог (арх. И.Е. Ефимов, 1823) - улицу Варварскую.

В 1830-х годах на реконструкцию, новое строительство и благоустройство города были выделены большие средства. Для осуществления этих мероприятий был создан Строительный комитет и разработан новый план. План 1824 года, составленный В.И. Гесте, был удачен настолько, что в плане 1839 года, который разработал нижегородский городской архитектор Г.И. Кизеветтер, мы не находим существенных различий в планировке улиц, непосредственно примыкавших к кремлю. Однако в плане предусматривались большие функциональные изменения. В связи с возникновением на Стрелке Нижегородской ярмарки в городе возникла серьезная транспортная проблема, так как через кремль проходил единственный мощеный Ивановский спуск, который связывал верхнюю и нижнюю части города. Основные преобразования нового плана были внесены в структуру города в результате создания так называемых "деловых дорог" - съездов. Проложили Георгиевский, Казанский и Похвалинский съезды, которые не пересекали центр города. Они объединили транспортную систему нижней и верхней частей города, улучшили связь нагорной части с ярмаркой. Был закрыт для грузового транспорта Ивановский спуск и около кремля проложен Зеленский съезд. С созданием съездов добавились дополнительные точки восприятия кремля и всей речной панорамы.

Значительные изменения произошли на Соборной площади внутри кремля. На этом участке были сломаны старые постройки XVII века, за исключением колокольни. Новый Спасо-Преображенский собор (1834), восстановленный в характере древнерусской архитектуры и поставленный на новом месте, сохранил за собой ведущую роль в ансамбле кремля и городской панораме [5]. Около него образовалась новая геометрически правильная площадь, на которую были обращены фасады гауптвахты, дома военного губернатора (1841) и арсенала (1843), образовавшие целостный архитектурный ансамбль позднего классицизма.

Все улицы были оставлены в существовавшем положении. Уточнениям подверглась территория, удаленная от стен кремля. К моменту утверждения генерального плана города 1839 года многие мероприятия были уже выполнены: снесены жилые строения не только в кремле, но и на прилегавшей к нему территории. Вдоль внешней стороны кремлевских стен устраивалась зона отдыха.

Большое внимание было уделено внешнему виду города и кремля со стороны Волги. По распоряжению императора Николая I, посетившего город в 1834 году, от Георгиевской башни кремля вдоль всего откоса устроили набережную и разбили общественный Александровский сад, а застройка велась только каменными зданиями. Сама набережная была ориентирована на Георгиевскую башню. Возникшие на речной панораме города сад, Казанский и Георгиевский съезды стали характерными особенностями растущего города. К середине XIX века здесь были построены ряд общественных зданий и домов богатых купцов, облюбовавших это красивейшее место в городе.

В рассматриваемый период происходит также формирование Нижнеокской набережной. Эта набережная, названная позднее Черниговской улицей, складывалась постепенно и в первой половине XIX столетия превратилась в улицу, состоявшую из жилых усадебных зданий со сплошной системой застройки. Безусловно, существенное влияние на формирование Черниговской улицы оказала Нижегородская ярмарка, которая на многие годы стала местом притяжения купцов со всего света. Именно этот факт послужил причиной того, что на береговой полосе реки Оки, противоположной ярмарке, строились купеческие доходные дома, зачастую снабженные торговыми складами, гостиницы. В результате Нижнеокская набережная как важный торговый участок, напрямую связанный с Нижегородской ярмаркой, оказалась застроенной сплошным фронтом на столичный манер и несколько напоминает набережные крупных волжских городов: Ярославля, Твери, Костромы. Интересно отметить, что в современных условиях характер улицы почти полностью сохранил историческую среду середины XIX века, что представляет собой безусловную ценность для архитектуры города. Эта улица является уникальным местом в Нижнем Новгороде.

План-съемка города 1848-1853 годов является самым точным фиксационным планом, который подытожил все планировочные изменения на городской территории, происходившие на протяжении более чем полувекового периода. Кроме того, он зафиксировал, что все изменения, запроектированные планом 1839 года в районе прикремлевской части, были осуществлены. На плане отмечено формирование в городе новых площадей: Новой, Троицкой, Сенной, Софроновской и Нижне-Благовещенской. Активное развитие Нижегородской ярмарки способствовало формированию регулярной застройки прибрежной зоны рек Оки и Волги. Полностью складывается застройка Нижнеокской набережной, а также формируется ансамбль Нижневолжской набережной от ярмарочного плашкоутного моста (соединившего Нижний Новгород с ярмаркой, Заречную и Нагорную части) до кремля. Характер набережных строился по столичному принципу сплошного фронта застройки, которая была образована доходными домами и крупными торгово-деловыми зданиями. В этот же период формировалась набережная и речная панорама ярмарки за счет застройки крупными торговыми и складскими зданиями, а также постройками культового назначения.

Подводя итоги проведенного в статье анализа, необходимо отметить, что рассматриваемый период представляет особый интерес в системе градостроительного развития Нижнего Новгорода. Значение его состоит в том, что именно в этот исторический промежуток времени произошли самые существенные планировочные изменения, повлиявшие на общее развитие города и определившие его дальнейшее развитие.

Неповторимое географическое положение, живописность ландшафта Нижнего Новгорода, соединенные с классицистическими принципами урегулирования, сделали наш город уникальным. Развитие градостроительной структуры Нижнего Новгорода на всех этапах в период классицизма демонстрирует взаимосвязь, целостность и органичность синтеза планировочной и архитектурно-пространственной структуры города.

Примечания

[1] Отдельные вопросы планировочного развития Нижнего Новгорода и анализ архивных исторических планов города приведены в трудах С.А. Агафонова, Н.Ф. Филатова, С.М. Шумилкина. Однако эти исследования носили фрагментарный характер и не рассматривали проблемы комплексного взаимодействия градостроительной и объемно-пространственной структур города. См.: Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. Горький, 1976; Бондарен-ко И.А. Исторический путь развития Нижнего Новгорода / И.А. Бондаренко, С.М. Шумилкин // Архитектурное наследство. М., 1988. Вып. 35. С. 3-13; Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII - начала XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1980.
[2] Бондаренко И.А. Исторический путь развития Нижнего Новгорода / И.А. Бондаренко, С.М. Шумилкин // Архитектурное наследство. М., 1988. Вып. 35. С. 3-13.
[3] Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. Горький, 1976.
[4] Филатов Н.Ф. Нижний Новгород пушкинской поры. Горький, 1983.
[5] Петров И.В. Градостроительные преобразования северо-восточной части Нижегородского кремля в первой половине XIX века // Нижегородский кремль. К 500-летию основания каменной крепости - памятника архитектуры XVI века: материалы научной конференции. 13-14 сентября 2000 года. Н. Новгород, 2001. С. 84-95.

[Журнал N19]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8