Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 20 Журнал N20":
Главной темой нашего журнала стал театральный и музыкальный Нижний Новгород".

К сведению!
И когда обозреваешь пройденный путь родного театра, с которым у многих из нас были связаны детство и юность, зрелость и старость - вся жизнь, - разум и сердце преисполнены безграничной благодарности всем артистам - и ушедшим, и ныне здравствующим...

Б.Н. Беляков.
Летопись Нижегородского-Горьковского театра

Мемориал в Шатках
Л.И. Помыткина

 Мемориал в Шатках 9 Мая 2010 года в день празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне был открыт мемориальный ансамбль "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в Шатках, где была похоронена Таня Савичева, вывезенная из блокадного Ленинграда. В выступлении губернатора В.П. Шанцева и представителей нижегородской общественности звучала мысль, что мемориал стал знаковым событием в историко-культурной жизни Нижегородской земли. Скульпторы - заслуженный художник России Т.Г. Холуева и А.Б. Холуев, архитектор А.И. Улановский создали архитектурно-художественный комплекс, где в трагических и возвышенных образах раскрывается история войны, отраженная в судьбах детей.

На гранитном основании (стилобате) расположены восемь арок. Через центральную арку-вход видна другая арка, с глухой нишей, где установлена фигура Тани Савичевой. В стенах боковых сквозных арок вмонтированы 12 барельефов, в которых, как повесть в бронзе, раскрываются картины бедствий и героики не только юных ленинградцев, но и детей всей страны.

 Мемориал в Шатках  Мемориал в Шатках
Памятник Тане Савичевой концентрирует все смысловые посылы мемориала: в конкретных мотивах выражено надвременное, общечеловеческое содержание. Изможденная, закутанная в шаль, в непомерно больших валенках, девочка протягивает свой знаменитый дневник, ставший на Нюрнбергском процессе одним из обвинений фашизму. Ее глаза, видевшие смерть как повседневность, полны недетской мудрости. Обобщенность образно-пластического решения, точность деталей помогли авторам придать комплексу силу художественного документа военного лихолетья. По всей стране дети страдали от недоедания, наравне со взрослыми вставали к станкам, копали в стылой земле картошку, учились в нетопленных помещениях, но в блокадном Ленинграде все человеческие действа становились подвигом. В рельефе "За водой" в проруби на Неве в стужу дети добывают драгоценную влагу. На заднем плане великие творения архитектуры изображены как немые свидетели этой страшной сцены. В другом рельефе Петропавловская крепость безмолвно взирает, как подростки из последних сил тянут на санках мертвое тело одного из родителей. А какой пронзительной силой наполнен эпизод "В госпитале", где безнадежно больным детям доктор отдает единственное, что у него есть - свое участие, доброту, надежду! Такую же веру в жизнь стремятся влить в умирающих бойцов в госпитале юные скрипачи, сами вдохновлявшиеся великой животворящей силой искусства.

 кульпторы - заслуженный художник России Т.Г. Холуева и А.Б. Холуев Стилистические изображения на бронзовых досках переходят от хроникальных мотивов до плакатно-броских сюжетов, построенных на символах. Весь цикл повествования начинается с барельефа, где самолеты со свастикой стирают с неба сияние солнца и свинцовым потоком убивают детей. Заканчивается пластическое повествование двумя картинами. На первой - маленькие воины, в форме тех родов войск, где они воевали, встречают салют Победы. На заключительной доске предстает в условно-знаковых изображениях возвращенное детство: где ребятишки сажают деревья и цветы, играют с собакой, запускают змея. Над всей этой мирной картиной развернуло свои цветы древо жизни.

Все металлические доски выполнены в одном низком рельефе, но удивительно разнообразна палитра выразительных средств. Как сложно передать тончайшую игру фактур, точно изображающих предметную среду! Как заставить "говорить" фон, который то материально передает солнечное свечение переливами пластики бронзы, то становится плоским, визуально точно отображая мертвенную стылость льда Невы. Каждый барельеф обладает своей самодостаточностью, но именно в ансамбле они осуществляют главную содержательную идею - о всепобеждающем ДОБРЕ, в котором заключена память о понесенных утратах.

Думается, что такого высокого исполнения мемориальный ансамбль станет явлением российского масштаба. Но уже сейчас можно сказать, что небольшой городок Шатки Нижегородской области стал еще одним центром художественной культуры и патриотического воспитания. Остается добавить, что один из авторов, скульптор Татьяна Георгиевна Холуева, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода, автор более 40 памятников, мемориальных и памятных рельефов, станковых произведений, впервые познакомилась с историей Тани Савичевой, когда выполняла ее надгробие (бронза, гранит) в 1981 году. Именно тогда возник замысел создания мемориального комплекса, посвященного всем детям войны. Спустя почти 30 лет она сотворила эту мечту. А мы скажем:

"Вечная память!" - в "вечных" материалах: бронзе, граните, мраморе.

 Начало войны (Фашист пролетел)  На развалинах  Сбор урожая

 Начало войны (Фашист пролетел) Сбор урожая Дети-инвалиды  урок в бомбоубежище  На Неву за водой

 Дети хоронят мать  узники Маутхаузена  Концерт в госпитале

 Дети работают на заводе  Салют Победы  Мир

[Журнал N20]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8