Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 20 Журнал N20":
Главной темой нашего журнала стал театральный и музыкальный Нижний Новгород".

К сведению!
И когда обозреваешь пройденный путь родного театра, с которым у многих из нас были связаны детство и юность, зрелость и старость - вся жизнь, - разум и сердце преисполнены безграничной благодарности всем артистам - и ушедшим, и ныне здравствующим...

Б.Н. Беляков.
Летопись Нижегородского-Горьковского театра

"Вход по билетам Политотдела..." Нижний Новгород: театры и флотилия
В.Н. Прончатов

 Нижегородский театр. Почтовая открытка М.П. Дмитриева.
Начало XX века Все началось с кораблей. Б. Брехт. Отречение Галилея

В жизни каждого населенного пункта бывают события, которые привлекают к ним внимание всей страны. Никому не известная деревушка Бородино превратилась в символ воинской славы, а железнодорожную станцию Астапово увековечили уход и смерть Льва Толстого. "Звездным часом" Нижнего Новгорода стали ополчение 1612 года и созданная в 1918 году Волжская военная флотилия. С интервалом в 300 лет наш город дважды решал судьбу Российского государства. В августе 1918 года, когда "вся судьба революции зависела от быстрой победы над чехословаками на фронте Казань-Урал-Самара"[1], превращенные в речные канонерские лодки волжские буксиры остановили наступление белогвардейцев под Свияжском, освободили Казань, Симбирск и Самару. Когда Черноморский флот затопил себя в гавани Новороссийска, а балтийские линкоры надолго застыли в гавани Кронштадта, Нижний стал единственным действующим военно-морским портом страны. В 1918-1920 годах вся городская жизнь была подчинена нуждам флотилии, и даже преступность обрядилась в тельняшки. Любые массовые мероприятия советской власти начинались торжественным маршем военных моряков. Они занимали самые лучшие дома, их агитаторы выступали на всех митингах, и каждый нижегородский театр хотя бы раз выступал перед теми, кого в 1917 году Л.Д. Троцкий назвал "красой и гордостью революции".

 Сцена из спектакля Московского камерного театра по пьесе В.В. Вишневского ' 'Оптимистическая трагедия ' '. 1933 год Советский городской театр (Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького). К первомайским торжествам 1919 года театр поставил для моряков драму Ромена Роллана "Взятие Бастилии". Билеты на премьерный показ распространялись среди экипажей кораблей и в продажу не поступали. Перед началом спектакля председатель губисполкома Лазарь Каганович рассказал собравшимся историю праздника и под продолжительные аплодисменты призвал к скорейшей победе над Колчаком, чтобы "водрузить Первомайское знамя во всем мире"[2].

При Городском театре существовали две драматические студии. Ученики Виктора Родионовича Ольховского выбрали для показа пьесу Н.А. Григорьева-Истомина "Сестры Кедровы" (премьера состоялась в мае 1919 года), а воспитанники Адольфа Георгиевича Георгиевского поставили спектакль по пьесе М. Горького "На дне" (январь 1919). По замыслу режиссера, во время спектакля зрители должны были вспомнить о своем недавнем босяцком прошлом и воспринять его с точки зрения настоящего, "где вчерашние босяки заняли достойное место за общим демократическим столом".

Отсутствие собственной сцены вынуждало студийцев играть на чужих концертных площадках. В феврале 1919 года они выступали в зале Советского клуба, где в настоящее время располагается театр кукол. Оркестр моряков исполнил "Интернационал", артисты представили комедию Рыжкова "День денщика Душкина", потом началась концертная программа с участием Т. Каменева, М.Д. Царева, И. Востокова и ведущих артистов Городского театра А.А. Борелина, А.Г. Георгиевского, А. Сарнецкой и Б.Ф. Щукина[3].

 объявление Театра военного культпросвета в газете ' 'Нижегородская
коммуна ' '. 1919. 20 октября В июне 1919 года на сцене Городского театра гастролировала приехавшая из Москвы оперная труппа Большого театра. Билеты продавались по очень высоким ценам, поэтому местная печать назвала столичных артистов "мародерами". По требованию внешкольного отдела Нижегородского горисполкома гастролерам пришлось дать три спектакля по ценам, установленным для рабочих организаций: пар- тер - 12 рублей, первый ряд амфитеатра - 6 рублей, остальные ря- ды - по 5 рублей. Право смотреть спектакль стоя оценивалось в 3 рубля. Билеты распространяли представители фабрично-заводских комитетов и политотдел военной флотилии. 28 июня специально для нижегородских рабочих театр поставил "Садко" Н.А. Римского-Корсакова и "Демона" А.Г. Рубинштейна, а через два дня для моряков и красноармейцев исполняли "Русалку" А.С. Даргомыжского[4].

Концерты педагогического персонала Нижегородской государственной консерватории (угол улиц Дворянской и Алексеевской). После ликвидации городского симфонического оркестра систематические концерты педагогического персонала Нижегородской, тогда еще не государственной, а народной консерватории оставались единственной возможностью послушать классическую музыку.

Два раза в неделю, по вторникам и четвергам, если не отключат свет (что в то время случалось очень часто), в маленьком зале консерватории специально для моряков Волжской военной флотилии нижегородские музыканты исполняли рожденную героикой французской буржуазной революции музыку Бетховена. Наиболее сложную из всего бетховенского цикла Пятую сонату исполнял профессор М.И. Фишберг, который "соединил штрих spiccato с очень широким, почти во весь смычок, detache". По мнению музыкальных критиков, "концерты в консерватории, несомненно, выше по своему художественному значению, чем выступления заезжих знаменитостей, а в лице Фишберга Нижний имеет первоклассного скрипача"[5].

21 января 1919 года в консерватории состоялся концерт с участием проф. Е.О. Гунста, проф. М.И. Фишберг, Е.В. де-вос-Соболевой (романсы), В.Т. Приходько (виолончель) и А.Г. Руббах. Первое отделение посвящалось памяти А.С. Даргомыжского, а во втором отделении звучали произведения А. Глазунова, А. Лядова, Ц. Кюи, К. Давыдова.

Театр военного культпросвета (Грузинский переулок, дом № 7). Инициатива создания театра принадлежала агитационно-просветительному отделу губернского военного комиссариата. На общем собрании гарнизона избрали состав военного культпросвета, поручив ему в кратчайшие сроки отыскать специалистов, способных руководить драматической, оперной и вокально-музыкальной секциями, чтобы "дать, наконец, красноармейцу свой уголок чистого искусства, созданный собственными мозолистыми руками солдата". Собравшиеся приняли резолюцию, согласно которой "все рабочие-красноармейцы должны отдать свои последние силы на создание светлой и мощной организации искусства"[6].
 И.Н. Колбин  А.М. Балашова  Л.Ф. Савранский

18 и 23 января 1919 года в Доме искусств красноармейца ставили первый акт оперы Гуно "Фауст" и комедию Чехова "Свадьба". Вечера завершались концертными отделениями. 21 января шла комедия Гоголя "Ревизор", а 26 янва- ря - пьеса Шпажинского "В старые годы".

Театр красноармейца принципиально не ставил спектаклей для личного состава флотилии. Гарнизонных артистов обижало пренебрежительное отношение моряков к "пехоте", и развлекать "братишек" они не собирались. 31 мая 1919 года, когда первый выпуск Нижегородской школы морской авиации (Канавино, номера гостиницы Панкратова) отправлялся на Восточный фронт, Дом искусств военного культпросвета не посвятил им даже литературной композиции.

При желании командование Нижегородского гарнизона могло создать единый для всех военнослужащих театр, но с самого начала решило обособиться. Игнорируя флотилию, военный культпросвет косвенно признавал ее ведущее место в жизни города.

 М.Р. Рейзен  А.В. Нежданова  И.А. Ростовцев
Театральный коллектив водников под управлением режиссеров Морозова и М.П. Тарасова (Подрайонный партийный клуб, ул. Рождественская, д. 30). В мае-июне 1919 года два режиссера театра поставили пьесу Гейермана "Гибель Надежды" (режиссер М.П. Тарасов, премьера 11 мая 1919 года), пьесу А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся" (режиссер Морозов, в ролях Морозов, Тарасов, Шестаков и Бабинцева, премьера 23 мая 1919 года) и "Дни нашей жизни" Леонида Андреева (режиссер М. Тарасов, премьера 1 июня 1919 года). В рецензии на спектакль по пьесе Л. Андреева театральные критики отмечали "популярность пьесы, опытность режиссера, великолепное исполнение, красивые декорации и переполненный зал"[7].

 объявление театра И.А. Ростовцева в газете '' Нижегородская коммуна '' о спектаклях в Народном доме. 1919. 20 октября  репертуар театра И.А. Ростовцева в Большом зале Советского клуба в газете ''Нижегородская коммуна ''. 1919. 12 декабря  афиша Матросского университета 18 марта 1920 года
26 апреля 1919 года в 6 часов вечера речники провожали на фронт моряков Волжской военной флотилии. Для проведения митинга-концерта волгари выделили свой самый лучший на то время пароход "Спартак", пришвартовавшийся к дебаркадеру Софроновской пристани.

За час до начала прибыли военный оркестр моряков и сводный хор водников. В концертном отделении выступили Миленин, Ванеева, Востоков, Сметон-Сандок и М.П. Тарасов. Режиссер театрального коллектива водников Морозов с большим успехом рассказал несколько анекдотов и привел зрителей в веселое настроение. В антракте буфет предлагал собравшимся чай и бутерброды[8].

 Мариинская женская гимназия на ул. Ильинской. Почтовая открытка
М.П. Дмитриева. Начало XX века; Театр Волжской военной флотилии. Театральные коллективы моряков подчинялись созданному в сентябре 1918 года политотделу революционного военного совета флотилии (ул. Ильинская, д. 8), который возглавлял Иван Николаевич Колбин.

Политотдел организовывал агитационную и связанную с ней культурно-воспитательную работу. Театрально-художественная секция культурно-просветительного подотдела устраивала спектакли, концерты, киносеансы, литературные вечера, организовывала для моряков школы пения и музыки, матросские клубы, студии живописи и драматических искусств и организовывала экскурсии в музеи. Ответственным за культурно-массовую работу среди моряков стал Лев Берлин.

Для ведения политической и культурно-просветительской работы в каждую отдельную часть направлялся комиссар. Он подчинялся непосредственно политотделу и регулярно отчитывался перед ним[10].

Сценические площадки Клуба военных моряков. 8 января 1919 в здании Народного дома на Острожной площади (Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина) состоялось официальное открытие Клуба моряков. Торжественная церемония ознаменовалась спектаклем-балом. Направляемая "опытной рукой режиссера Юдина" самодеятельная труппа представила пьесу "Обездоленные". После окончания спектакля наши тогда еще совсем юные прабабушки, несмотря на будний день, отплясывали с моряками до 4 утра[11], чтобы через много лет за то же самое обвинять своих внучек в распущенности.

 пароход '' Красная звезда'' Народный дом находился на самой окраине города, поэтому моряки посещали его очень неохотно. Танцевать с барышнями можно и в районных клубах, а идти в такую даль, чтобы посмотреть, как кочегар крейсера "Рюрик" представляет еврея, не интересно.

В июле 1919 года Клуб моряков переехал на Большую Покровскую в помещения Советского (бывшего Общедоступного) клуба, где сегодня размещаются Нижегородский театр кукол. Заняв здание на центральной улице города, политотдел флотилии еще раз продемонстрировал свое ведущее положение среди государственных, партийных и советских учреждений города.

В единственном плохо отремонтированном зале нового Клуба моряков выступали артисты Большого театра Дамаев, певица Антонина Нежданова (лирико-колоратурное сопрано) и балерина Екатерина Гельцер[12]. Перед моряками народные песни исполняла камерная певица Анна Эль-Тур, аккомпанировала пианистка М.С. Неменова-Лунц. В программу вечера были включены английские, французские, итальянские, ирландские, шотландские, цыганские, башкирские, татарские и русские песни в обработках различных композиторов, а также произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, навеянные народной песней. Вступительное словом произнесла Неменова-Лунц. Билеты продавались в Клубе моряков[13]. В зрительном зале сидели подруги моряков в старорежимных платьях и смотрели на сцену через морские бинокли.

Опустевший Народный дом на Острожной площади занял коллектив московских артистов драмы под управлением режиссера Ивана Ростовцева.

 Ф.С. Богородский. Автопортрет. 1918 год  В.В. Вишневский. 1918 год
Уроженец Нижнего Новгорода, И.А. Ростовцев работал в разных городах, но мечтал о должности режиссера в ведущем театре родного города. Конфликт с местными чиновниками стоил ему должности антрепренера и вынудил режиссера создать свой собственный театр. В его труппе согласились служить ведущий актер Большого Одесского театра Г.М. Васильев, Н.М. Халатова из Нижегородского городского театра, В. Адашев, В.В. Юратова, М. Ваганова, В. Раевская из Петербурга, М. Бородина и В. Дворец из театра Незлобина, москвичи Петров-Кириллица, Гусаров, Дмитровский - всего более 20 артистов[15]. На провинциальной сцене Народного дома выступали заслуженный артист государственных театров О.А. Правдин и артистка Московского Художественного театра А.А. Соколовская.

Созданный Ростовцевым театр буквально взорвал культурную жизнь Нижнего Новгорода. Критики захлебывались эмоциями, а восторженные зрители требовали повторения не только отдельных номеров, но и целых спектаклей. Пьесу М. Горького "Мещане" артистам пришлось играть семь дней подряд. Власти Васильсурска предложили театру Ростовцева выступить перед местными жителями во время уездной театральной выставки 12-13 августа 1919 года[16].

Когда боевые корабли вернулись в Нижний Новгород на зимовку, политотдел флотилии предложил артистам Ростовцева перебраться с окраины на главную улицу города. В субботу 29 ноября 1919 года драматическая труппа И.А. Ростовцева открыла зимний сезон Клуба моряков на Большой Покровской. "Нижегородская коммуна" призвала общественность выразить свое возмущение превращением Городского театра в ведомственный, а на следующий день порадовалась за военных моряков, у которых будет "хорошая музыка и прекрасная драма"[17].

Матросский университет (Мариинская женская гимназия, ул. Ильинская, д. 3. Старый корпус Нижегородского архитектурно-строительного университета). Дополнительными сценическими площадками Клуба моряков стали районные матросские клубы и Матросский университет. Здесь читали лекции преподаватели только что основанного Нижегородского университета, выступали члены губкома партии и приехавшие из Москвы пропагандисты. В перерывах между лекциями военный оркестр исполнял "Интернационал", а участники драматической студии декламировали стихи революционного содержания и представляли свои коротенькие концертные программы.

Несмотря на революционный энтузиазм, взаимоотношения церкви с государством и причины инфекционных заболеваний мало интересовали военных моряков. Лекциям приехавших из Москвы Ем. Ярославского и проф. Мих. Рейснера они предпочитали занятия в Нижегородском речном училище, где специально для них были открыты курсы судоводителей, штурманов, комендоров и радиотелеграфистов.

Плавучие театры Волжской военной флотилии. С началом навигации боевые корабли Волжской военной флотилии покидали Нижний Новгород и вместе с ними уходили на фронт созданные председателем Клуба моряков Юдиным по инициативе Льва Берлина суда агитационного флота. Помимо агитаторов, фотографов и кинооператоров, на каждом из них был свой музыкальный коллектив и маленькая драматическая труппа.

Ранней весной 1919 года политотдел флотилии оборудовал для организации партийной и культурно-просветительской работы на флоте пароход "Факел социализма"*. Из наиболее политически подготовленных коммунистов была подобрана группа агитаторов и драматическая труппа. Здесь же был установлен киноаппарат и размещена редакция газеты "Известия красной Волжской военной флотилии" вместе с типографией.

 Репетиции спектакля по пьесе В.В. Вишневского '' Оптимистическая трагедия '' в Горьковском театре драмы. 1957 год. слева направо: Р. Вашурина, З. Гершт, С. Ушаков, Н. Левкоев;  Репетиции спектакля по пьесе В.В. Вишневского '' Оптимистическая трагедия '' в Горьковском театре драмы. слева направо: Г. Писарев, В. Дегтерев, В. Соколовский, Э. Суслова, Б. Костин, В. Разумов
В мае 1919 года пароход "Факел социализма" сел на мель у деревни Монастырка и политотдел перебрался на пароход "Иртыш"**.

С июля 1919 по август 1921 года в бассейне Волги, Камы и Белой действовали агитпароходы "Красная звезда"***, "Володарский", "Михаил Калинин", агитпоезда "Красное знамя", "Памяти Я.М. Свердлова" и "Красный Север".

У борта парохода "Красная звезда" была пришвартована покрашенная в красный цвет железная баржа, в трюме которой рабочие Доскинского затона оборудовали нефтехранилище емкостью 9000 пудов мазута. Запас топлива позволил кораблю обрести практически неограниченную автономность. В специально сооруженной палубной постройке располагались типография для выпуска ежедневной многотиражной газеты (редактор В. Карпинский), кинематограф, радиостанция, склад агитационной литературы, выставка станков и театральная сцена. В состав агитколлектива входили специально приехавшие из Москвы 2 певца, 3 драматических артиста и столько же музыкантов[20]. Пароход и баржу украшали лозунги: "Бей разруху дружным трудом!", "Честь и слава героям труда!", "Труд - наше спасенье!", "Празд- ность - преступление!".

Сверхзадача революционного театра. Сразу после революции огромное количество только что появившихся самодеятельных театральных коллективов искали средства выражения принципиально нового мироощущения. Несмотря на огромное разнообразие драматургического материала, все они играли как бы одну и ту же еще никем не написанную пьесу. Профессиональные и самодеятельные актеры переносили на сцену стихию революционного митинга, где артист становится агитатором. Он организует зрительный зал, превращая зрителей в сплоченную единой идеей революционную массу. Пробудившаяся в ней внутренняя энергия стирает границы между сценой и зрительным залом, зритель становится участником спектакля. Начавшись в театре, условное действие вторгается в жизнь, преобразуя ее в качестве уже не символического, а практического действия.

Сверхзадачей революционного театра становилась идея мировой революции как завершающего аккорда вселенской битвы угнетателей и угнетенных. Настоящее здесь соединялось с прошедшим, и разгромленная когда-то Парижская коммуна возрождалось в ее современных вариантах.

Подобное мироощущение стало основанием сценографии театра Б. Брехта, где отречение Галилея сопровождают документальные кадры атомного взрыва, и любимовского театра на Таганке, где революционные матросы накалывают входные билеты на штыки своих винтовок.

Художественная критика. В первые годы советской власти обзоры театральной жизни Нижнего Новгорода составляли музыкальные и театральные критики Флорестан, Барановский, Борис Гусман, но самым революционным из них был писавший для "Нижегородской коммуны" Матрос Богородский.

Художественное образование получил в частной художественной студии М.В. Леблана. Увлекался футуризмом, дружил с Маяковским и Хлебниковым. В 1916 году дебютировал на XVI периодической выставке Нижегородского общества любителей живописи.

В 1916-1921 годах был военным летчиком, комиссаром Донской военной флотилии и матросского отряда на Волге. После контузии Ф.М. Богородского направили в Нижний Новгород, где он руководил художественным отделом исторического и художественного музея, вокруг которого формировалась вся художественная жизнь Нижнего Новгорода.

В рецензии на спектакль Городского советского театра "Горе от ума" он безапелляционно утверждал, что "Чацкий - это, прежде всего, пылкий юноша, все переживания которого построены на неудачной любви к Софье, а играющий эту роль артист П.Д. Муромцев создает образ пожилого резонера, вкусившего все бури и грозы байроновской страсти и пережившего тысячи трагедий"[21]. По мнению Матроса Богородского, банальные любовные истории революционному пролетариату не нужны. Надо подходить к театру с точки зрения классового действия, "где актер и публика были бы одним целым в восприятии могучего искусства, ведущего массы к организованному строительству всех жизненных начал на основе могучего коллектива"[22].

Эхо далеких аплодисментов. 12 декабря 1920 года Нижний Новгород прощался с уезжавшими на юг матросами Волжской военной флотилии. В Народном доме на Острожной площади теперь проходили только партийные конференции, поэтому военных моряков провожали в гарнизонном Театре военного культпросвета. Духовой оркестр 1-го флотского экипажа исполнил "Интернационал", с приветственными речами выступили представители губернского военкомата и областного политотдела работников водного транспорта, а затем отъезжающих приветствовали представители нижегородских театров. Артисты Каменев и Серебровский на бис пели народные песни, Одинцов мастерски исполнил несколько юморесок. Меленин играл на скрипке, а Франкетти солировал на арфе[23].

Военные моряки покинули наш город, чтобы через много лет вернуться сюда героями "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского.

Прототипами своей пьесы Вишневский называл погибшего под Пьяным Бором комендора носового орудия канонерская лодка "Ваня" № 5, немногословного балтийского матроса Паллаго (финн Вайнонен), Евгению Бош "с манерами старой интеллигентки" и красавицу Ларису Рейснер (Женщина-комиссар), теряющего голос начальника пулеметной команды (Сиплый). Танцевальные вечера в Клубе моряков Народного дома драматург превратил в прощальный бал уходившего на фронт отряда матросов, а слова Матроса Богородского "о гнилой интеллигентности" воспроизведет умирающий от сифилиса Сиплый. Пьеса о революции стала своеобразным литературным портретом Нижнего Новгорода, созданным бывшим моряком Волжской военной флотилии.

Написанную в 1933 году "Оптимистическую трагедии" первым поставил Александр Таиров на сцене Московского Камерного театра. (Комиссар - Алиса Коонен, Вожак - С. Ценин, Матрос Алексей - Михаил Жаров). Художник В. Рындин изобразил дорогу революции как стремительно убегающий в будущее крутой вираж.

В 1955 году Георгий Товстоногов поставил "Оптимистическую трагедию" на сцене Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина. (Вожак - Ю.В. Толубеев, Сип- лый - А.В. Соколов) и представил ее делегатам ХХ съезда партии.

В 1957 году пьесу Вишневского поставили Немецкий театр в Берлине (реж. Вольфганг Лангхоф), Пражский национальный театр (реж. Г. Товстоногов), Будапештский театр им. Ш. Петефи и Горьковский театр драмы (реж. М.А. Гершт), где роль комиссара исполняли Эра Васильевна Суслова и Раиса Михайловна Вашурина[25].

Революционное "Даешь!" вместо заключения. По неписанным законам жанра выступление на митинге должно заканчиваться призывом. Идея мировой революции уже не актуальна, и я бы хотел, чтобы нижегородские музеи иначе расставили логические ударения.

Волжская военная флотилия 1918-1920 годов не может считаться незначительным эпизодом в истории нашего города, поэтому в краеведческих музеях в экспозициях, посвященных советскому периоду, должна занять подобающее место.

Я не перестаю надеяться, что по инициативе военно-морского начальника Нижнего Новгорода (ул. Свободы, в/ч 69114) в нашем городе когда-нибудь откроет свои двери музей Волжской военной флотилии. Кроме старых фотографий, документов, оружия, макетов и обмундирования в состав экспозиции войдут настоящий боевой корабль, библиотека, кинозал и ретротеатр, где современный зритель сможет посмотреть спектакли из репертуара культпросвета, пьесы Владимира Маяковского и Бертольда Брехта, услышать музыку революции в исполнении бардов и профессиональных музыкантов. Традиционное для современных музеев взаимодействие с театром станет здесь экспонатом и одновременно будет воспроизводить социальное пространство Волжской военной флотилии, которая была боевым подразделением и участником спектакля на сцене мировой революции.

И.Н. Колбин (1893-1952) родился в деревне Расторопово Калининского района Московской области. В 1914 году И.Н. Колбина призвали на военную службу и направили в Учебно-минный отряд Балтийского флота. В 1917 году он вступил в большевистскую партию. После Февральской революции 1917 года - член Кронштадтского и Петроградского советов рабочих и солдатских депутатов. С июля по октябрь - один из руководителей Кронштадтского комитета РСДРП(б). 24 октября 1917 года И.Н. Колбина назначили комиссаром линейного корабля "Заря свободы". В 1918 году И.Н. Колбин - уполномоченный Народного комиссариата по морским делам по вооружению Волжской военной флотилии в Ниж-нем Новгороде, помощник начальника штаба флотилии; с февраля1919 - заведующий политотделом Волжской военной флотилии. Участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. В конце 1921года - начальник политотдела морских сил Дальнего Востока. В 1923 - комиссар Амурской военной флотилии. С 1920 по 1950год - на руководящей политической работе и командных должно-стях ВМФ СССР. Последние годы жизни был доцентом Военно-морской академии9.

Л.Е. Берлин (1897-1974) с 1915 года учился в Казанском университете, участвовал в установлении советской власти в Казани и формировании Первого Казанского красногвардейского батальона военных моряков. Член РСДРП (б) с марта 1917 года. Организатор и комиссар Симбирского отряда Волжской военной флотилии (май 1918 года). В октябре 1918 года - начальник военно-морской базы в Свияжске. В 1919 году - зам. начальника политотдела Волжско-Каспийской военной флотилии. В 1920-1921 - зам. начальника Политуправления Балтийского флота, служил в Политуправлении РВС Республики. С 1923 года - генконсул СССР в Кантоне (Китай), в 1926-1927 годах - временный поверенный в делах СССР в МНР. Преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока и Военной академии РККА. С 1936 года - преподаватель исторического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Кандидат исторических наук (1938). В 1944-1955 годах - профессор восточного отделения исторического факультета МГУ.

Репертуар театра Клуба моряков в 1919 году. "Обездоленные" (спектакль-бал); С.Б. "Еврей из Голты" (драма в 4 действиях),концерт при участии артиста русской оперы т. Востокова; революционная драма "Хлеба и Воли" (написана простым рабочим в1905 году), "Самоубийца" (шутка в одном действии), "Искры пожара" (драма в одном действии), митинг "События 9 января 1905года" (оратор - губернский военный комиссар Мордовцев), митинг "Убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург" (оратор -Зименков).

Иван Алексеевич Ростовцев (1873-1947), режиссер и актер, Народный артист РСФСР (1944). На сцене с 1892 года. Художественный руководитель Городского театра в Нижнем Новгороде (1916-1918), театра московских артистов драмы в Нижнем Новгорода (1919), в Архангельске, Куйбышеве, Саратове, с 1942 года в Ярославском театре им. Ф. Волкова. Ставил пьесы Горького, Островского, Чехова, советских драматургов[14].

Репертуар театра И.А. Ростовцева в 1919 году. А.Н. Островский "Трудовой хлеб", Габриэль Запольский "Фарисеи" ("Нравственные устои"), водевиль "Две гончие по одному следу"; Лев Урванцев "У белого камня" (былины современной жизни, комедия), Серафимович "Девушка за стеной" (комедия), Виктор Рыжков "Губернатор" (комедия), М Горький "Мещане"; Леонид Андреев "Дни нашей жизни", М. Горький "Последние", В. Протопопов "Черные вороны" (комедия).

* Товаропассажирский пароход "Христофор Колумб" построен в 1896 году в Сормове.С 1897 года принадлежал обществу "Русь". (Длина - 85,03 м, ширина - 10,97 м, высота борта - 3,51 м, осадка порожнего судна - 1,02 м,осадка груженого судна - 1,78 м, 8 переборок, палубы деревянные, освещение электрическое, машина наклонная, тройного расширения, мощностью 900 индикаторных сил.) В 1918 году пароход переименовали в "Факел социализма", в 1920-м - в "Трудфронт"[18].

** Товаропассажирский пароход "Иртыш" (бывший "И.И. Любимов") построен в Перми на заводе Любимовых в 1903 году. (Машина тройного расширения мощностью 700 индикаторных сил изготовлена на заводе Гакса в Кунгуре. Длина - 81,07 м, ширина - 8,23 м, высота борта - 2,97 м, осадка порожнего судна - 0,88 м; осадка груженого судна - 1,68 м. В 1907 году на пароходе произведен капитальный ремонт.) В 1920 году сгорел в Астрахани от взрыва стоявшего на борту мотоцикла.

*** Литературно-инструкторский пароход ВЦИК "Красная звезда" (бывший "Царь Михаил Федорович" общества "Самолет", с апреля 1917 года - "Антон Чехов", с 1919-го - "Красная звезда") построен в 1913 году в Бельгии на заводе Коккериль. (Длина - 235 футов (71 м), ширина - 26 футов (7,92м), высота борта - 9 футов 4 дюйма (2,84 м), осадка - 51/2 четвертей, в грузу - 81/2четвертей. Палуба деревянно-железная, 7 переборок, электрическое освещение. Мощность 550 индикаторных сил[19].)

Федор Семенович Богородский (1895, Нижний Новгород - 1959, Москва), член КПСС с 1917 года, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), член-корреспондент Академии художеств СССР (1947). Его кисти принадлежат картины "Братишка", "Матросы в засаде" (1927-1928), "Слава павшим героям" (1945). Лауреат Сталинской премии (1946). Всеволод Витальевич Вишневский (1900, 21 декабря -1951).Советский писатель и драматург. Член КПСС с 1937 года. Пьесы "Первая конная" (1929), "Оптимистическая трагедия" (1933),киносценарий "Мы из Кронштадта" (1933). Государственная премия СССР (1950). Участвовал в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. В годы Гражданской войны в составе Волжской военной флотилии сражался на канонерских лодках "Ваня" № 5, "Ваня-коммунист" № 9 и морском бронепоезде[24].

Примечания

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 7-8.
2 Нижегородская коммуна. 1919. 3 мая.
3 Там же. № 41 (90). 1919. 22 февраля. С. 4.
4 Там же. № 136 (185). 1919. 24 июня. С. 2.
5 Там же. № 9(58). 1919. 15 января. С. 3.
6 Там же.
7 Херсонский В. В Подрайонном клубе // Нижегородская коммуна. 1919. 13 июня. С. 3.
8 Херсонский В. Концерт-митинг в честь отъезжающих моряков // Там же. 1919. 3 мая. С. 3.
9 Примечания к книге Ф.Ф. Раскольникова "На боевых постах" М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1964. С. 342.
10 Вспоминая былые походы: Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии. 1918-1920. Изд. 2-е. Горький: ВВКИ, 1968. С. 216.
11 Нижегородская коммуна. 1919. 14 января. С. 3.
12 Там же. 1919. 23 ноября.
13 Там же. 1919. 12 ноября.
14 Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990. С. 1153.
15 Новый театр // Нижегородская коммуна. 1919. 11 июля. С. 2.
16 Нижегородская коммуна. 1919. 27 июля.
17 Там же. 1919. 23 ноября.
18 Регистр СССР. Список речных судов / Ред. Н.Я. Волпянский. М.: Транспечать, 1926. С. 187.
19 Русский Регистр. Список судов 1915 года.
20 Пароход "Красная звезда" // Нижегородская коммуна. 1919. 4 июля.
21 Нижегородская коммуна. 1920. 6 ноября. С. 2.
22 Богородский. Искусство в Республике // Нижегородская коммуна. 1920. 22 декабря.
23 Нижегородская коммуна. 1920. 14 декабря. С. 2.
24 Коммунар. 1920. 21 июня.
25 Беляков Б. Летопись Нижегородского-Горьковского театра. Горький: ВВКИ, 1967. С. 255.

[Журнал N20]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8