Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Журнал 20 Журнал N20":
Главной темой нашего журнала стал театральный и музыкальный Нижний Новгород".

К сведению!
И когда обозреваешь пройденный путь родного театра, с которым у многих из нас были связаны детство и юность, зрелость и старость - вся жизнь, - разум и сердце преисполнены безграничной благодарности всем артистам - и ушедшим, и ныне здравствующим...

Б.Н. Беляков.
Летопись Нижегородского-Горьковского театра

Человек, запечатлевший Волгу
К 100-летию со дня рождения П.А. Вышкинда
Г.П. Абаева

 Воспитанники Горьковского детского речного пароходства. Фото П.А. Вышкинда . Павел Абрамович Вышкинд (1910-1997) - нижегородский фотограф, волжский фотолетописец, член Союза журналистов СССР, участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями "За Победу над Германией", "За взятие Кенигсберга", "За трудовое отличие", "300 лет Российскому флоту", знаком "Отличник речного флота", лауреат областных, всесоюзных и международных выставок. Известный мастер фотографии Максим Петрович Дмитриев в своем творчестве немало внимания уделял речной тематике. На рубеже XIX и XX столетий 10 лет жизни он посвятил Волге. Используя объемную аппаратуру, отснял великую реку от устья до истока, живописные виды Волги и волжских городов, исторические и архитектурные памятники. Посещал волжские судоверфи, откуда выходили современные паровые суда, запечатлел их убранство. В его речной коллекции можно встретить редчайшие снимки из истории Волги, например "Хлебная пристань в Балакове", "Пожар в Муромском затоне" и другие.

Волжским фотолетописцем XX столетия справедливо называют Павла Абрамовича Вышкинда. В течение почти 60 лет он снимал Волгу и, можно сказать, продолжил дело Дмитриева. Он фотографировал не просто Волгу, а эпоху, сумел запечатлеть развитие судоходства в советское время, все типы судов, бороздивших волжские просторы. А главное - людей: тружеников и гостей Волги.

Несколько десятилетий Вышкинд был фотокорреспондентом волжской газеты, сегодня ее помнят под названием "Большая Волга". Когда же молодой фотограф пришел в редакцию, газета называлась "Нижегородский рейд". В его бытность она многократно меняла свое название - "Горьковский рейд", "Горьковский водник", "На вахте", "Большевистская вахта", "Волжская вахта" и, наконец, "Большая Волга", сейчас "Волго-Невский ПроспектЪ".

 Дебаркадер ' 'Культбаза' ' в г. Горьком. Фото П.А. Вышкинда Павел родился в Астрахани, в семье рабочего-шорника. Он увлекся фотографией еще в школьные годы, тогда у него впервые появился фотоаппарат. Это был древний деревянный ящик на ножках, громоздкий и не совсем удобный, делавший снимки на стекло, тем самым качество снимков отличалось четкостью. Чудесный ящик плюс талант - и мальчишка стал председателем фотокружка и членом редколлегии школьной газеты. Первый его снимок был опубликован осенью 1929 года на страницах астраханской газеты "Коммунист", ныне "Волга". Потом его умелые руки держали и знаменитый ФЭД, отечественный "Киев", и фотокамеры зарубежного производства. Но самым дорогим и памятным был первый "громила".

В 1931 году молодой человек приехал в Нижний Новгород и по случайности поселился в комнатенке на улице Рождественской, напротив здания Волжского пароходства. Зашел как-то туда, поинтересовался, не нужен ли фотограф. И стал внештатным сотрудником волжской газеты. С апреля 1939 года по приказу начальника пароходства А.Н. Вахтурова и по просьбе редакции Павел Абрамович был принят в штат газеты волгарей. Так он стал фотожурналистом-речником.

Буквально через месяц после начала Великой Отечественной войны, сменив речную форму на военную, фотокорреспондент речного флота ушел на службу в артиллерийский полк Московского военного округа. Здесь Павел Вышкинд одновременно с военной подготовкой выполнял задания газеты "Красный воин".

 П.А. Вышкинд. 1970-е годы После окончания войны, учитывая его авторитет и способности, ему было предложено стать фотокорреспондентом Министерства речного флота СССР. Он побывал во всех речных бассейнах России, во многих портах, на пристанях, на судоремонтных заводах и гидротехнических сооружениях. Куда только не заносила его корреспондентская судьба. Побывал он на Каме, на далеком Енисее, Тихом Доне, Амуре-батюшке и Ангаре, на Байкале и Северной Двине. Но безгранично был предан Волге, свои снимки посвящал великой русской реке, ее замечательным людям, пароходам, живописным и неповторимым пейзажам. Побывал и на морях - Черном, Балтийском и Азовском. Он всегда умел оказаться в самой нужной для фотосъемки "точке", орудия его производства "лейка и блокнот" всегда были при нем. Вышкинд являлся свидетелем и непосредственным участником многих ярких событий, происходивших на Волге и в стране. Снимал строительство гидросооружений на Волге, Оби, Иртыше, строительство и ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала им. В.И. Ленина и канала им. Москвы, закладку и спуск на воду флагмана Волги - дизель-электрохода "Ленин". В далеком 1932 году провел съемку первых рейсов судов методом толкания на Волге, запечатлел вошедшее в историю буксировки большегрузных нефтекараванов судно "Степан Разин", последователей стахановского движения. Его фотоаппарат сделал памятные снимки сотни прославленных волгарей - капитанов С.А. Напитухина и А.И. Торсукова, Л.Д. Галашина и Н.М. Богатова, Героев Социалистического Труда Л.В. Пушкарева и В.А. Кириллова и многих других тружеников Волги. Его всегда с радушием встречали на судах, заводах, в портах.

Вышкинду посчастливилось снимать "всесоюзного старосту" М.И. Калинина, прославленного летчика Валерия Чкалова. Чкаловская коллекция волжского летописца, насчитывающая не один десяток фотографий, приобрела особую значимость. Он был приглашен делать исторические съемки первой антарктической экспедиции на Южный полюс, отправлявшейся к дальним берегам на дизель-электроходах "Обь" и "Лена". Снимал своим фотоаппаратом командира экспедиции "Северный полюс-1" И.Д. Папанина, Героя Советского Союза № 1 Анатолия Ляпидевского, летчиков-космонавтов Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, Андриана Николаева, писателей и поэтов, актеров и других знаменитостей страны.

Фотографии с подписью "П. Вышкинд" публиковались на страницах местных и центральных газет и журналов: "Советский Союз", "Советская женщина", "Огонек", "Смена", "Речной транспорт", "Водный транспорт" и т.д.

 деревянные баржи для перевозки сыпучих грузов у пристани г. Горького  село Великий Враг на Волге
Книги, путеводители, календари, фотоальбомы с речной тематикой иллюстрированы фотоснимками мастера, имя которого с каждым годом становится все более известным.

Павел Абрамович был человеком неравнодушным и творческим, стремился поделиться своими достижениями с людьми. Свою профессиональную деятельность он сочетал с общественной работой. Неоднократно участвовал в областных, региональных, всесоюзных и международных выставках. Стремился постоянно совершенствовать свое мастерство и в то же время щедро делился личными "секретами" фотоискусства с молодыми коллегами, с начинающими фотожурналистами. Много сил и энергии отдавал он работе в фотосекции областной журналистской организации, свыше 10 лет являлся ее председателем. Проводил творческие семинары, организовывал ежегодные областные фотовыставки.

При его участии созданы музеи в Октябрьском затоне, на Городецком судостроительном заводе. В музеях Нижегородского речного училища и водной академии также представлены фотоснимки П.А. Вышкинда. Экспозиция музея Волжского пароходства создана на архивном фотоматериале Павла Вышкинда.
 композитор А.А. Эшпай на Волге  водохранилище наступает

Фотографии мастера выполнены в гармонии, динамике. Каждая фотография отличается законченным сюжетом, наполненным жизнью. Не случайно его снимки выставлялись на всеобщее обозрение много десятилетий подряд в Москве на Петровке в огромных окнах здания Министерства речного флота как лучшие фотокадры страны.

1987 год стал последним творчески активным годом для Павла Абрамовича. Умерла его жена, и в жизни и в душе мастера как будто что-то оборвалось. Но, будучи человеком ответственным, Вышкинд не мог накануне 75-летия "Большой Волги" бросить на произвол судьбы коллектив ее редакции. В итоге он просмотрел к юбилею большое количество мелких негативов, что-то около десятка тысяч, после чего быстро ослеп. До этого времени фотограф продолжал тесно сотрудничать с газетой. Каждый год на два месяца, которые тогда по закону могли отработать пенсионеры, его вызывали в пароходство, и фотолетописец Волги будто бы вновь возвращался в молодость. Вышкинда просили: "Подайте такое-то событие или сюжет интересно, художественно, одним словом, мастерски", и он всегда оправдывал ожидания.

 тентовый плавучий автогараж  землечерпалка  кренование баржи и выход леса в запань
Грамотно сфотографировать для фотографа - это только часть большого фотографического процесса. Для печати фотографий Павел Абрамович в своей квартире оборудовал собственную фотолабораторию. С 1934 по 1983 год семья проживала в Домах коммуны, дабы не лишиться фотолаборатории, Вышкинд отказывался от благоустроенной квартиры.

Павел Абрамович всегда носил речную форму, был необыкновенно аккуратен и подтянут. С феноменальной скрупулезностью он собирал и подписывал свои негативы в течение всей жизни. 40 тысяч негативов, уложенных по темам в 15 коробок, - это его достояние, дело всей жизни.

 полет  помощники человека на Севере
Сын Павла Абрамовича Вышкинда, Юрий Павлович, в идеальном порядке сумел сохранить архив отца для будущих поколений речников. В настоящее время архив находится в музее Волжского пароходства.

В день 85-летия Павел Абрамович сказал: "Я считаю себя волгарем. И хочу, чтобы речники сохранили сердечную память обо мне и моих добрых делах".

И они сохранили: И уважение, и добрые воспоминания:

 толкач ''Маршал Блюхер' '  спуск на воду ледокола ' 'Обь' '
До сих пор его полные жизни и энергии снимки появляются на страницах волжской газеты, продолжающей свое плавание как "Волго-Невский ПроспектЪ".

Во втором фотоальбоме "Нижегородская фотография" издательства "Деком" широко представлено творчество волжского фотолетописца П.А. Вышкинда.

[Журнал N20]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8