Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Нижегородский музей Журнал N24": Основная тема номера: материалы музейного форума "Музей и школа в условиях развития информационного общества",

К сведению!
Публикуемые материалы музейного форума "Музей и школа в условиях развития информационного общества", который состоялся летом 2012 года, дают некоторое представление о существующих формах музейно-школьного партнерства, о результатах деятельности школьных музеев г. Выксы.

Из истории Рода нижегородских судовладельцев Зевеке

Светлана Юрьевна Пожарская - зам. директора Государственного казенного учреждения Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области (ГКУ ГАрхАДНО).

В Нижнем Новгороде в середине XIX столетия начало активно развиваться судоходство. Это было обусловлено переводом ярмарки от стен Макарьевского монастыря в живописное место при слиянии Волги и Оки. Нижегородская ярмарка - "карман России" - привлекала купцов и крупных промышленников. Развитие судоходства повлекло за собой развитие судостроительства. В 1849 году при содействии фирмы "Бенардаки и К°" был создан крупнейший в России Сормовский судостроительный завод. С развитием судостроительной промышленности стали развиваться другие виды производства. Со временем Нижний Новгород превратился в один из крупнейших центров машиностроения в России.

Одним из известных нижегородских судовладельцев конца XIX века является А.А. Зевеке, купец I гильдии. Альфонс Александрович Зевеке родился в 1822 году в Риге. С детских лет привязался он к морю и судоходству. Родные его, подметив в нем эту страсть, определили его в штурманское училище. В конце сороковых он окончил мореходные классы, выйдя из которых служил штурманом, а потом шкипером на судах Балтийского коммерческого флота. Участвовал в 1858 году в знаменитом предприятии - прокладке трансатлантического кабеля через Атлантический океан. Два корабля "Ниагара" и "Агамемнон" (Зевеке служил на "Агамемноне") попали тогда в сильнейший шторм (см. книгу Артура Чарльза Кларка "Голос чрез океан"). В 60-е годы XIX века А.А. Зевеке переехал в Нижний Новгород, где поступил на службу в Камско-Волжское пароходное общество. За несколько лет он прошел путь от капитана буксира "Орел", ходившего по рекам между Нижним Новгородом и Пермью, до управляющего пароходством. В начале 70-х годов XIX столетия отмечался упадок волжского судоходства. Причиной явились засуха и неурожай 1870 года, приведшие к обмелению больших участков русла Волги и резкому падению грузооборота. Немаловажным фактором стала конкуренция с железными дорогами, сеть которых быстро расширялась, а также конкуренция в среде самих пароходчиков. Среди судовладельцев началась паника, последствия которой повлияли на фрахт. Почти все крупные пароходства, прежде всего специально-буксирные, закончили навигацию с убытком. Несколько лучше дело обстояло с перевозками пассажиров, ввиду чего некоторые буксирные пароходства открыл пассажирские линии, используя для них очень мощные буксирные пароходы[1] . Выход из кризиса был найден за счет усовершенствования конструкции паровых судов с введением нового, так называемого американского типа - быстроходных и комфортабельных судов. Зачинателем пуска на Волге "американских" пароходов был Альфонс Александрович Зевеке.

Благодаря именно его предприимчивости появились первые волжские комфортабельные 2-3-палубные суда. В 1870 году А.А. Зевеке ввел в эксплуатацию первый свой пароход на Волге, который назывался "Переворот" (с 1876 года был переименован в "Колорадо", с 1891 года, после крушения и ремонта, - в "Ориноко"), открывший новую эпоху в волжском судоходстве. Именно этот первый, трижды переименованный пароход принес фирме рекордную прибыль. В 1872 году был построен пароход "Николай Бенардаки", в 1874-м - "Миссисипи". Инициативу введения на Волге пароходов "американского типа" оспаривало у Камско-Волжского пароходства и А.А. Зевеке общество "Кавказ и Меркурий", командировавшее в конце 1860-х годов в Америку для детального ознакомления с новыми судами своего управляющего речным флотом, главного инженера. С 1876 года А. А. Зевеке арендовал пароходы для плавания на линии Нижний Новгород - Астрахань. В начале 80-х годов XIX века, когда волжское судоходство вновь страдало от обмеления реки, А.А. Зевеке внедрил на Волге еще один новый тип пароходов. Это были распространенные на Амазонке плоскодонные деревянные суда с двигательными колесами, располагавшимися не по бокам, а за кормой (чтобы устранить трение воды о борта). В 1881 году для его пароходства был построен под руководством американского инженера Думбара первый на Волге заднеколесный пароход "Амазонка". Ходил от Нижнего Новгорода до Казани (позже - до Саратова). По его типу Зевеке решил построить три судна для плеса Нижний Новгород - Рыбинск. Они были построены и введены в эксплуатацию в 1885 году и назывались "Алабама", "Аллегани" и "Магдалена" - так была устроена ежедневная линия Нижний Новгород - Рыбинск. К 1884 году грузооборот Волги стал возрастать, что потребовало увеличения грузоемкости судов. Одновременно увеличивался и поток пассажиров. Учитывая опыт Зевеке с пароходами американского типа, многие судовладельцы переделывали свои старые пароходы, надстраивая над первой палубой пассажирские этажи. Таким образом, выработался особый - волжско-американский тип пароходов, получивший со временем широкое распространение. 13 пароходов американского типа обслуживали плес Нижний - Астрахань. В "Иллюстрированном спутнике по Волге" С. Монастырского за 1884 год можно найти следующую информацию: ":Еще медленнее двигаются пароходы Зевеке, которые исполняют расписание крайне неаккуратно. Нагружаясь 20-30 тыс. пудов клади, они простаивают у пристани иногда целые сутки; пассажиры являются не более как второстепенною статьею дохода. Но зато относительно удобств, просторного и роскошного помещения пароходы Зевеке - лучшие на Волге; стол очень хорош, имеется библиотека. Поэтому пароходы Зевеке можно рекомендовать тем, кто, располагая свободным временем, желает продлить путешествие по Волге и осмотреть наиболее замечательные города (Казань, Самару и Саратов, где по расписанию остановки на несколько часов). Для путешествия с маленькими детьми, или с больными, когда нужно спокойное и пространное помещение, пароходы Зевеке незаменимы. Надо иметь в виду, что пассажиры I и II класса, взявшие билет до какого-нибудь пункта, туда и обратно, пользуются скидками 20% против таксы, и сам билет действителен в течение двух месяцев. При удобстве и дешевизне проезда на пароходах Зевеке предоставляет возможность пользоваться ими как дачей. Одинокому, решившемуся провести два-три месяца на свежем воздухе, прямой расчет поселиться на такой плавающей даче. Помещение здесь недорого: от Нижнего до Астрахани и обратно 18 рублей езды, плата, со скидкою 20% в I классе - 37 р. 60 к., во II - 27р. 36 к.; следовательно, если сделать три рейса взад и вперед, с промежутками в 2-3 дня, путешествие займет времени два месяца, а каюта на пароходе будет стоить от 82 до 113 р. Дешевле этого невозможно найти сколько-нибудь удобного помещения на сухом пути, если принять во внимание условия комфорта, хорошего стола, исправной прислуги и т.п."[2] Альфонс Александрович, будучи человеком состоятельным, помогал бедным и участвовал в благотворительных проектах. Так, например, для пассажиров III класса он устроил на своих пароходах крытые палубы с удобными скамейками для ночлега. Все пароходные общества также обратили внимание на бедный люд, вынужденный в прежнее время мерзнуть и дрогнуть или на палубах под открытым небом, или под низкими железными навесами, до такой степени раскаляемыми солнцем в жаркое время, что под ними днем не было возможности дышать. Такие улучшения проводились без увеличения платы за проезд (так как всем пароходовладельцам и обществам приходилось конкурировать с тем же Зевеке, назначившим на своих прекрасных пароходах сравнительно низкий тариф пассажирских перевозок). Отдельного внимания заслуживает участие А.А. Зевеке в учреждении речного училища. "Нижегородская почта" № 4 от 18 июля 1887 г. сообщала: "В Нижнем Новгороде, по инициативе начальника Нижегородской губернии Н.М. Баранова предложено учредить речное училище, в котором до сего времени так сильно нуждалось и нуждается волжское судоходство. Мысль эта пришлась по сердцу всем заинтересованным в волжском промысле лицам, и на неоднократных собраниях, происходивших по этому поводу в течение минувшей зимы у начальника губернии, был выработан устав помянутого училища, который затем представлен на утверждение Министерства путей сообщения, в ведении коего училище и будет находиться. Помянутый устав г. министром путей сообщения не утвержден, и осуществление давно желаемого речного училища пока останавливается за изысканием необходимых для сего средств, так как по уставу устройство и дальнейшее существование училища предложено отнести на средства, жертвуемые пароходо и судовладельцами, т.е. заинтересованными в данном случае лицами.

Одним из первых лиц, откликнувшихся на столь полезное и доброе дело, явился пароходовладелец А.А. Зевеке, который в ознаменование доблестных подвигов на Черном море командира "Весты" Н.М. Баранова 11 июля прислал 1000 руб. на устройство речной школы, изъявив готовность жертвовать такую же сумму ежегодно на все будущее время существования пароходства на Волге..."[3] 19 июля 1887 года А.А. Зевеке скончался от сердечного приступа. В некрологе, опубликованном в "Нижегородских губернских ведомостях" 12 августа 1887 года, отмечалось: "19 июля внезапно скончался известный пароходовладелец Альфонс Александрович Зевеке. Смерть всякого полезного общественного деятеля и хорошего человека всегда производит тяжкое впечатление, но такая внезапная смерть, какая постигла А.А. Зевеке, удручающим образом отзывается на целом обществе... В лице А.А. Зевеке волжское пароходство потеряло одного из самых выдающихся своих представителей. Покойный был не только знатоком пароходной промышленности, но совершенным реформатором в деле волжского пароходства..."[4] После скоропостижной смерти А.А. Зевеке в 1887 году пароходство отошло к его сыну Александру Альфонсовичу, а затем по воле отца было преобразовано в акционерное общество (с передачей шестой части паев служащим). У Альфонса Александровича Зевеке было семь детей: старший сын Александр (1864 г.р.), две дочери от первого брака - Каролина (1871 г.р.) и Елизавета (1877 г.р.). Дети от второго брака с Лукрецией Марией Лукас: Берта (умерла в раннем детстве), Василий (1878-1941), Магдалена (1882-1970) и Мария (1884-1920)[5] . Александр Альфонсович был человеком разносторонних увлечений, в том числе занимался любительской фотосъемкой (в фонде Государственного казенного учреждения Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области есть его фотографии из путешествия по Швейцарии, Германии). А.А. Зевеке, являясь членом Нижегородской городской управы, благотворительствовал, жертвуя городу не только денежные средства, но и свои дома. Так, на фотографии членов Нижегородской городской управы состава 1897-1900 годов ("Нижегородский музей". № 23. 2012. С. 84-85) есть изображение здания лечебного учреждения - временного врачебно-наблюдательного пункта с надписью: "в доме бывшем Зевеке"[6] . Делами пароходства Зевеке занимался Карл Романович Гауден, муж Каролины Альфонсовны. После 1893 года дела фирмы пошли неудачно: затонули пароходы "Колорадо" (бывший "Переворот"), "Николай Бенардаки" и "Альфонс Зевеке". В 1901 году пароходство было продано петербургской компании "Надежда" за 2,8 млн руб. В 1908 году "Надежда" ликвидировала свои дела, передав в 1910 году пароходы в собственность акционерного общества "Русь". Василий Альфонсович - младший сын Альфонса Александровича Зевеке - после успешного окончания Имперского технического училища работал инженером в испытательном отделе Сормовского завода[7] . На протяжении 90-х годов XIX века В.А. Зевеке активно сотрудничал с Императорским Русским географическим обществом и был его действительным членом. В 1914 году Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог командировало его в Германию, где в Гамбурге им были закуплены 4 парохода и 2 мореходных лихтера. В 1914 году В.А. Зевеке принял участие в доставке этих судов Северным морским путем. Проход экспедиции осуществился в рамках крупномасштабных исследований среднего течения реки Енисея и Обь-Енисейского водного пути, начатых в 1907 году. Экспедиция имела большое значение для организации Северного морского пути из Европы в устья сибирских рек[8 ]. В 1917 году Василий Альфонсович был направлен в США для закупки вскрышных экскаваторов. Уехав из царской России, он вернулся в Советскую. По возвращении в Нижний Новгород он работал на заводе "Красное Сормово". Однако как только началась Великая Отечественная война и стали поступать военные заказы, В.А. Зевеке уволили с завода как "неблагонадежного". Он тяжело переживал увольнение. Устроился на завод "Теплоход" на Бору, но вскоре умер от инфаркта - осенью 1941 года. С самой юности В.А. Зевеке увлекался фотографией, стал одним из самых активных членов Нижегородского отделения Русского фотографического общества. Портреты семьи Зевеке, фотографии из экспедиции по Северному морскому пути, фотоотчеты из Швейцарии, Германии, Голландии, Японии поступили на хранение в ГКУ ГАрхАДНО от внука Альфонса Александровича - Александра Васильевича Зевеке. Александр Васильевич родился в 1923 году в Нижнем Новгороде (отец - Василий Альфонсович Зевеке, мать - Мария Александровна Зевеке, до замужества Глассон. Дядя А.В. Зевеке - Владимир Александрович Глассон являлся личным доктором семьи Ульяновых в г. Симбирске. В 1932 году Александр поступил в среднюю школу им. Покровского (ныне лицей № 38), где во время учебы увлекся биологией[9] . В 1942 году А.В. Зевеке был мобилизован в ряды Красной армии и отправлен на фронт. С августа 1942 по 1945 год участвовал в боях за города Сталинград, Сталино, Кривой Рог, Новая Одесса. Награжден орденом "Отечественной войны" I степени и медалями, в том числе медалью "За оборону Сталинграда". Осенью 1945 года А.В. Зевеке поступил на биологический факультет Горьковского государственного университета, по окончании которого работал там же, на кафедре физиологии, сначала ассистентом кафедры, а затем заведующим учебной лабораторией. В 1965 году, после защиты кандидатской диссертации, А.В. Зевеке перевелся в Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики Горьковского государственного университета. С июня 1967 года Александр Васильевич работал заведующим отделом нейрофизиологии Центральной научно-исследовательской лаборатории Горьковского государственного медицинского института им. С.М. Кирова. В 1991 году А.В. Зевеке защитил докторскую диссертацию и получил ученую степень доктора биологических наук. Александр Васильевич опубликовал более 150 научных работ в области биологии, неоднократно читал спецкурсы студентам биологического факультета Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского[10]. В 2007-2008 годах А.В. Зевеке сдал на государственное хранение в Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области более 1000 фотодокументов[11] (негативов на стеклянной основе, авторских отпечатков). Это фотографии за 1892-1935 годы, отражающие быт нижегородской интеллигенции на рубеже XIX-XX веков. Также здесь можно найти виды пароходов, принадлежавших семье Зевеке. Кроме того, среди семейных документов встречаются портреты В.Ю. Виллуана, преподавателя музыки (позднее директора Нижегородской консерватории), который был другом семьи Зевеке. После приема фотодокументов от Александра Васильевича количество негативов на стеклянной основе в фонде ГКУ ГАрхАДНО увеличилось на 16 процентов. В 2007 году за сохранение аудиовизуальных документов, имеющих историческое значение для Нижегородской области, А.В. Зевеке объявлена благодарность губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева[12]. В настоящее время все фотодокументы, принятые от А.В. Зевеке, включены в описи и введены в научный оборот.

1. Астраханский порт и развитие судоходства. - URL: www.volga-astrakhan. ru. С. 6.
2 Монастырский С. Иллюстрированный путеводитель по Волге. - Казань: Типолитография Ключникова, 1894. С. 44.
3 Государственное казенное учреждение Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области (ГКУ ГАрхАДНО). Наблюдательное дело А.В. Зевеке. Копия публикации в "Нижегородской почте" № 4 от 18 июля 1887 г.
4 Нижегородские губернские ведомости. 12 августа. 1887. № 32.
5 ГКУ ГАрхАДНО. Наблюдательное дело А.В. Зевеке. Генеалогическая таблица, составленная А.В. Зевеке.
6 Там же. Оп. 1.1/8. Ед. хр. 67-3151.
7 Макаров И.А. Карман России. - Н. Новгород: Книги, 2006. С. 265.
8 ГКУ ГАрхАДНО. Наблюдательное дело А.В. Зевеке. Копия статьи В.А. Зевеке "От Гамбурга до Красноярска Северным морским путем". 1914. Л. 20.
9 Там же. Автобиография А.В. Зевеке.
10 Там же.
11 Там же. Наблюдательное дело А.В. Зевеке. Лист учета документов в наблюдательном деле.
12 Там же. Копия Распоряжения правительства Нижегородской области № 1530-р от 4 октября 2007 года

[Журнал N24]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8