Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Нижегородский музей Журнал N27": Основная тема номера: Основная тема номера: активная позиция ННГУ им. Н.И. Лобачевского в отношении к сохранению и популяризации нижегородского богатейшего научного культурного и технического наследия."

К сведению!
В этом номере нашего журнала мы открываем рубрику "Навстречу 100-летию ННГУ", в которой будут публиковаться новые материалы из фондов университетского музея, государственных и личных архивов, воспоминания участников событий, биографические материалы ученых и организаторов науки и университетского образования..

Аркадий Федорович Николаев (1914-1987)

Аркадий Федорович Николаев родился 6 февраля 1914 года в семье рабочего - плотника Сормовской судоверфи. После окончания семилетней школы с 1929 по 1931 год работал слесарем и шофером на строительстве Нижегородского радиокомбината. В 1931-1936 годах - курсант Нижегородского (Горьковского) авиационного техникума гражданского воздушного флота. В 1936 году окончил техникум с отличием и поступил учиться в Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова. Одновременно с обучением в институте работал на Горьковском автомобильном заводе им. В.М. Молотова инженером-техником (1937-1938) и ведущим испытателем и руководителем группы дорожных испытаний автомобилей (1938-1941). В 1940 году окончил Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова по специальности "Автотракторные двигатели". Работая на автозаводе, Аркадий Николаев занимался автоспортом, испытывал гоночную машину ГЛ-1, принимал участие в автомобильных гонках. В 1938 году автомашину ГЛ-1 отправили на соревнования в Киев, главным судьей которых был Валерий Павлович Чкалов. Через полтора месяца после соревнований в Киеве, 21 октября, Аркадий Николаев установил свой первый всесоюзный рекорд скорости - 147,84 км/ч. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Николаев работал начальником испытательной станции авиационных моторов авиационного завода № 466 в г. Горьком. В 1945 году А.Ф. Николаев перешел на работу в Горьковский индустриальный институт им. А.А. Жданова, где до 1953 года работал начальником научно-производственного отдела (НПО) и одновременно преподавал по кафедре "Детали машин". С 1947 по 1950 год А.Ф. Николаев руководил рядом успешно реализованных разработок по заданиям начальника войск связи Советской армии, отмеченных государственными наградами. В 1950 году за разработку бурильно-крановой гидравлической машины БКГМ-АН он удостоен звания лауреата Сталинской премии. В 1953 году Аркадий Федорович назначен научным руководителем лаборатории механизации трудоемких работ на льдах и мерзлых грунтах. В этом году он защитил кандидатскую диссертацию, и ему присуждена ученая степень кандидата технических наук. В 1956-1960 годах биография А.Ф. Николаева тесно связана с экспедициями по освоению Северного и Южного полюсов Земли. В 1953 году кандидат технических наук А.Ф. Николаев участвует в полярных экспедициях Академии наук СССР. В 1956 году на дрейфующей станции "Северный полюс-6" в качестве главного конструктора он испытывал ледофрезную машину ЛФМ-1, предназначенную для строительства аэродромов на дрейфующих льдах Арктики. Особую гордость вызывает научный подвиг, совершенный группой исследователей Антарктиды, в составе которой было несколько человек из Горьковского политехнического института. Поход санно-тракторного поезда к Полюсу недоступности - ярчайшая страница биографии А.Ф. Николаева. В 1957-1959 годах он участвует в 3-й Советской Антарктической экспедиции. 14 декабря 1958 года саннотракторный поезд, начальником которого был А.Ф. Николаев, достиг Полюса относительной недоступности. Его имя значится на памятной доске, установленной на Полюсе недоступности Антарктиды. За антарктический поход А.Ф. Николаев в 1961 году награжден орденом Ленина и приказом министра морского флота СССР удостоен звания "Почетный полярник СССР".

В 1967 году А.Ф. Николаев защитил докторскую диссертацию, в 1968-м ему присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1968 году приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР на базе лаборатории механизации трудоемких работ создано ОКБ по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ), научным руководителем которого назначили доктора технических наук А.Ф. Николаева. Под его научным руководством создано около 50 новых высокопроизводительных машин. Машины демонстрировались на Международной выставке строительных и дорожных машин и средств механизации строительно-монтажных работ в Москве в 1964 году на ВДНХ СССР, где удостоены двух золотых и двух серебряных медалей. Разработанные в лаборатории механизации трудоемких работ и в ОКБ РАЛСНЕМГ машины отличались оригинальностью принципов действия и конструкций. А.Ф. Николаев автор 103 авторских свидетельств СССР и 11 патентов капиталистических стран, им опубликовано 180 печатных работ. В 1962 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный изобретатель РСФСР". Под его руководством сформировалась единственная в стране научная школа по конструированию и исследованию техники для разработки льда, снега и мерзлого грунта. А.Ф. Николаев подготовил 14 кандидатов технических наук. В 1972 году на базе ОКБ РАЛСНЕМГ создана кафедра "Строительные и дорожные машины", заведующим которой назначен доктор технических наук профессор А.Ф. Николаев. На кафедре была организована подготовка инженеров по специальности "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование" по дневной форме обучения с планом приема 50 человек. Многие выпускники специальности стали ведущими специалистами промышленности, дорожного строительства, высшего образования, государственного управления. В 1975 году А.Ф. Николаеву присвоили почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". В 1980 году ему присвоили ученое звание профессора кафедры "Детали машин", он награжден орденом Октябрьской Революции и нагрудным знаком "За отличные успехи в области высшего образования СССР". Много сил и времени отдавал А.Ф. Николаев работе в партийных, общественных и научных организациях. Избирался председателем Горьковского областного Совета НТО, членом Горьковского обкома КПСС, Горьковского облсовпрофа, Всесоюзного Совета НТО, Научного совета АН СССР по фундаментальным проблемам перспективных транспортных средств. В 1973 году удостоен звания "Почетный член НТО СССР". Награжден грамотой и знаком Президиума ВЦСПС.

Умер Аркадий Федорович Николаев в 1987 году. Ученики А.Ф. Николаева, выпускники образованной им кафедры "Строительные и дорожные машины", которую Николаев возглавлял до 1984 года, продолжая его дело, и сегодня ведут разработки специальных машин. За время существования кафедры здесь было создано более 30 образцов новой техники.

[Журнал N27]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8