Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Нижегородский музей Журнал N27": Основная тема номера: Основная тема номера: активная позиция ННГУ им. Н.И. Лобачевского в отношении к сохранению и популяризации нижегородского богатейшего научного культурного и технического наследия."

К сведению!
В этом номере нашего журнала мы открываем рубрику "Навстречу 100-летию ННГУ", в которой будут публиковаться новые материалы из фондов университетского музея, государственных и личных архивов, воспоминания участников событий, биографические материалы ученых и организаторов науки и университетского образования..

"По дому графини неспешно пройдусь. . . " Заметки о жизни коллектива провинциального музея

Тамара Вячеславовна Фролова - зам. директора МБУК "Городецкий историко-художественный музейный комплекс".
Нина Геннадьевна Калягина - научный сотрудник МБУК ГИХМК.
Максим Николаевич Еранцев - научный сотрудник МБУК ГИХМК.

В старой части Городца, на высокой набережной реки Волги, находится усадьба графов Паниных, построенная в середине XIX века. Она является одним из четырех памятников архитектуры и градостроительства федерального значения в Городце. Единственная дворянская усадьба в нашем городе. В этом интересном доме сейчас располагается музей "Дом графини Паниной".

"Изумительный музей-открытие, поистине жемчужина красивого, старинного милого провинциального города"; "Удивительный и завораживающий музей! Возвращает в старину, из которой сложно уже возвращаться в наш мир"; "Здесь сохраняется не только история, но и сам дух народа. Удивлены и очарованы атмосферой русской старины"; "Совершенно потрясающие экспозиции. Просто уникальное собрание. И, главное, удивительная атмосфера, создаваемая сотрудниками музея". Эти слова наших посетителей из книги отзывов, пожалуй, самая лучшая характеристика небольшого музея "Дом графини Паниной".

Музей располагается в главном здании бывшей дворянской усадьбы 1847 года постройки. Усадьба является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения и федеральной собственностью, что усложняет ее эксплуатацию, накладывает определенные ограничения и требования.

Здание действительно выигрывает как объект показа для туристов. Вы не сможете пройти мимо этого дома, обязательно полюбуетесь на ворота, украшенные большим резным навершием, на котором изображен графский герб. В музее вы увидите подлинное навершие ворот, которому, как и зданию, 167 лет, и познакомитесь с историей усадьбы и рода Паниных.

Нам повезло со зданием. Усадьба интересна с научно-исследовательской точки зрения. У нее богатая история. Возникновение городецкой усадьбы графов Паниных относится к эпохе правления Екатерины II. В 1767 году императрица совершила путешествие по Волге на галере "Тверь". В составе ее свиты были братья Орловы - Григорий и Владимир. В числе других городов высокие гости посетили и Городец. В 1772 году городецкие земли из числа дворцовых были пожалованы Екатериной II графу Григорию Орлову. Вскоре по купчей эти земли перешли его брату Владимиру.

В 1831 году после кончины Владимира Григорьевича Орлова земли унаследовала его дочь Софья, состоявшая в браке с Никитой Петровичем Паниным. С 1841 года в права наследства вступил их сын граф Виктор Никитич Панин. Именно он распорядился в 1845 году выстроить в Городце дом для управляющего вотчинами. Только один раз в августе 1861 года в связи с отменой крепостного права приезжал в Городец Виктор Никитич всего на несколько дней. В архивных документах есть упоминание об этой поездке.

Последней владелицей городецкого имения в 1899 году стала внучка Виктора Никитича - Софья Владимировна Панина. В историю России она вошла как выдающаяся благотворительница, общественный деятель, первая женщина-министр в мировой истории.

Этот богатый исторический материал подтолкнул нас к исследованиям, что вылилось в участие с докладами на различных научных конференциях в Городце, Нижнем Новгороде, на Международном научном коллоквиуме в Москве ("Мыслящие миры российского либерализма: графиня С.В. Панина"). После многолетней скрупулезной работы было разработано родословное древо графов Паниных - теперь один из экспонатов нашего музея. Личность и судьба С.В. Паниной привлекает сегодня внимание многих образованных людей. Так, на базе музея "Дом графини Паниной" прошла совместная с Высшей школой экономики конференция "Жизнь и судьба "красной графини" С.В. Паниной".

Когда мы получили это здание в 2004 году, нам и не верилось, что все получится, поскольку здание находилось в плачевном состоянии: неотремонтированные залы, разрушавшиеся фундамент и цоколь. Мы прошли огромный путь по реставрации этого объекта, были и слезы, и скандалы, и огорчения. Сейчас здание преобразилось, заиграло. Еще многое предстоит сделать, и мы надеемся на поддержку из федерального бюджета.

Тяжело было в начале: мы долго и упорно зарабатывали себе имя как среди профессионалов, так и среди гостей города. За восемь лет работы количество посетителей увеличилось в несколько раз. Приятно узнавать, что некоторые туристы посещают наш музей во второй и даже в третий раз, а иногда специально привозят детей или родственников.

В 2012 году мы выиграли первый конкурс на премию главы администрации Городецкого муниципального района "Всему начало здесь" среди муниципальных музеев Городца сразу в двух номинациях: "Лучшая экспозиция" и "Лучшая научно-исследовательская работа".

Мы согласны с Вешенским манифестом: нельзя превращать музей только в досуговое или развлекательно"креативное" заведение. Хотя времени на научную работу почти не остается и на сотрудниках музея лежит большая экскурсионная нагрузка (туристов в Городце никто не отменял), научная работа для нас обязательна. Мы, несмотря на современное бедственное финансовое положение, всегда стараемся участвовать в семинарах и научных конференциях, на которые нас приглашают. Например, выступали на Александро-Невских чтениях во Пскове, на конференциях в Москве и Нижнем Новгороде, посвященных реставрации и охране объектов культурного наследия.

Дом графини Паниной изначально задумывался как художественный музей Городца. Открыл он свои двери в мае 2005 года. В музее сохраняется уникальное историко-культурное наследие: коллекция старинного женского костюма, книжное собрание, произведения живописи. При этом круг интересов нашего музея необычайно разносторонний: дамские шляпки и: станки, мундиры и: оленьи рога. Мы плодотворно работаем с художниками, мастерами народных промыслов и коллекционерами. Выставки фотографий - наша давняя мечта. Два проекта с фотографами были осуществлены, и мы надеемся на продолжение. Коллектив старается поддерживать художественный профиль музея.

Несколько лет подряд сотрудники музея обращались к мастерам Городецкой иконописной мастерской с просьбой предоставить свои работы для выставки. Но мы предполагаем, а Бог располагает. Неожиданно для себя в 2012 году мы получили согласие иконописцев. Свободного экспозиционного зала на тот момент не было. Ради такого случая освободили рабочий кабинет. Маленькая комната с одним окном (бывшая девичья) превратилась в домашнюю молельную комнату. Накануне Рождества открылась выставка "Богу - во славу, душе - во спасение".

У наших гостей всегда есть повод посетить наш музей вновь. Ежегодно в Доме графини Паниной организуется 5-6 новых оригинальных выставок. С успехом прошли выставки: "В старину живали деды" (о культуре пития на Руси), "Мундиров строгих красота", "И дамских шляпок модные поля:", "Звонкое диво" (коллекция колокольчиков), "Изюминки большого пирога", "Неси меня в страну оленью", "Эх, дороги:".

Постепенно у нас появилось увлечение историко-бытовыми экспозициями. Иногда один только экспонат рождает желание воссоздать атмосферу, в которой он существовал. Так, на выставке "Когда зажигаются елки" рядом с елочными игрушками разных десятилетий появились коньки, лыжи, санки-финки, даже новогодние подарки военных лет: Здесь же можно было посмотреть новогодние мультфильмы 1950-1980-х годов и услышать знакомые с детства песни.

Развивает художественное направление работы музея сотрудничество с музыкантами. С первых дней у нас действует музыкальная гостиная. Радуют городчан камерными концертами преподаватели и студенты Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки - наши большие друзья, солисты Нижегородской филармонии и городецкие исполнители.

Неизменным успехом пользуются основные экспозиции: красивейшая "Русский традиционный и городской костюм", интерактивные "Музыкальная гостиная", "Повелители времени" (старинные часы из трех частных коллекций), уникальная "Рукописная и старопечатная книга", поражающие воображение

"Секреты старинного утюга", "Весы и безмены". Во многом нам очень повезло: коллекции у нас редчайшие. Проявить фантазию во временных экспозициях позволяет отдельный выставочный зал.

Мы отдаем себе отчет, что нам не хватает современных технических средств, мультимедиа-оборудования. Но и Москва не сразу строилась. Мы и не сторонники большого количества экранов, компьютеров и прочего в музейной экспозиции, - все-таки это здание старинной дворянской усадьбы.

При этом, когда позволяет направленность, мы стараемся сделать выставки "живыми", дополнить их музыкой и видеорядом. Если позволяет тематика, то можем немного отойти от музейных канонов построения экспозиции. Используем нетрадиционные решения, например применяем тканевые драпировки, разноуровневые подиумы и подставки: Кстати, к этому нас подтолкнула всеобщая музейная бедность, невозможность ремонта помещения в данный момент. Как говорится в старинной пословице: "Голь на выдумку хитра".

Мы радуемся, когда наши идеи находят свое воплощение, - посетители реагируют, откликаются на музейные задумки. Они превращаются в детей: пытаются понюхать пряник-игрушку на новогодней выставке "Когда зажигаются елки" или со слезами и ностальгией выходят с выставки "Космос как предчувствие" (1960-е гг. в СССР), и с выставки "Эх, дороги" (о том, как путешествовали в старину) со словами: "Попали из современности в сказку, детство". Эмоциональный отклик посетителей для нас очень важен и дорог

Нужно отметить еще одну специфику музейной работы именно в Городце. На небольшой, в общем-то, территории разместилось семь музеев. Отсюда довольно жесткая конкуренция. В случае с музеем "Дом графини Паниной" административный ресурс не помогает. Мы сами вынуждены проявлять фантазию, креативность и даже русскую смекалку. "Как попашем, так и попляшем". Многие специалисты и посетители нашего музея отмечают, что выставки - это изюминка нашего музея.

Со временем мы поняли и еще одну положительную сторону экспозиционной работы. Очень много экспонатов мы получили именно после проведения наших выставок. Сначала люди дают экспонаты во временное пользование. Затем, услышав положительные отклики, увидев предметы в музейном зале, осознают, что предметы музею более необходимы (тем более что дети и внуки уже не так заинтересованы в сохранении фамильных реликвий). Владельцы начинают передавать экспонаты на постоянное хранение. Таким образом, мы пополняем и расширяем наши коллекции.

В планах - персональная выставка известного нижегородского художника Сергея Юрьевича Сорокина (кстати, уже вторая), интересный проект с местными фотографами "С любовью к городу родному: Городец глазами фотографов" (посетители смогут увидеть на фотографиях старый и новый Городец) и выставка, которая с необычной стороны расскажет о деревянной игрушке.

Конечно, один из плюсов музея "Дом графини Паниной" - его интерактивность. Многие экспонаты мы имеем возможность продемонстрировать в действии. Такая возможность появилась благодаря предметам из частных коллекций. Можно не только посмотреть, но и послушать, "покрутить", задействовать. Может быть, поэтому нас часто сравнивают с первым частным музеем в России "Музыка и время" (г. Ярославль).

В последние годы, с приходом в музей Максима Николаевича Еранцева, оживилась работа с детьми. Появилось много детских интерактивных программ. "Жили-были два кита, или Сказ о том, как киты заплыли в Городец" - познавательная интерактивная экскурсия-игра, которая знакомит с историей графской усадьбы, музеем и его отдельными коллекциями. "Скачет сито по полям:": сказка в лицах по мотивам произведения К.И. Чуковского "Федорино горе". В сказках часто самые простые предметы оживают, становятся главными героями. Музейные экспонаты тоже могут ожить и поведать увлекательные истории. В игровой форме дети знакомятся с предметами крестьянского быта XIX-ХХ веков: с медными тазом и кастрюлей, чайником и сковородой, с чугунными утюгами, а также с ухватом, ситом и Самоварищем. Занятие "Три девицы под окном:" по мотивам сказок А.С. Пушкина наглядно показывает, как выглядела красна девица в русской сказке. В нашем музее можно увидеть те самые старинные русские наряды, которые превращали женщин в цариц. Эти костюмы отражают традиции и духовную культуру русского народа. Дети знакомятся с прекрасными образцами различных видов вышивки, с разнообразием художественной обработки ткани. Занятие "Горячий друг - помощник верный, или Секреты старинного утюга" интересно всем: и взрослым, и детям. Кто-то впервые узнает, что утюги были и чугунными, и латунными, и бронзовыми, даже деревянными! Урок-экскурсия "Красота старинных книг" вызывает интерес и у ребят любого возраста, и у взрослых. Рукописная книга - уникальное явление в русской культуре. Богатству духовного содержания старинной книги соответствует ее рукотворное убранство. Замысловатые заставки, фантастические инициалы словно приглашают к неторопливому чтению-размышлению. На занятии можно не только увидеть подлинные рукописные книги, но и побывать в роли книгописца. Для учащихся среднего и старшего школьного возраста проводятся образовательные экскурсии: "Русский традиционный костюм - зеркало народной культуры", "Книжная и духовная культура села Городца XVIII - начала XX в.", "Старинные русские меры веса и длины".

Конечно, коллектив музея - это наш плюс, наша сила. Все - от научных сотрудников до смотрителей - люди энергичные, нескучные, неравнодушные, грамотные специалисты. Весь коллектив активно участвует в работе музея, начиная от замысла построения экспозиций до проведения интерактивных программ. И, что еще очень важно, это люди, говорящие на одном языке, как говорится, "выросшие в одной песочнице". У сотрудников Дома графини Паниной отношение к своему музею не казенное, как к месту работы, скорее как ко второму дому. И дом нам благодарен и все возвращает сторицей.

Смотрители, они же кассиры, первыми встречают наших гостей, и трудно переоценить их вклад в общее дело. Как нам написали в отзыве нижегородцы: "Замечательный коллектив, атмосфера, располагающая смотреть и видеть, слушать и слышать".

Причем коллектив настолько неравнодушный, что в 2012 году даже открыли мастерскую смиркинского гончара Петра Мерлухина. Скажем прямо, направление не по нашему профилю. Где гончары, а где дворянская усадьба. Но очень захотелось поддержать практически последнего мастера этой в прошлом гончарной деревни. Теперь мы проводим интерактивные занятия по гончарному промыслу.

Научный сотрудник Нина Геннадьевна Калягина с первых дней работает в Доме графини Паниной. Большой специалист своего дела, профессионал, удачное сочетание опыта и энергии, по хорошему "педант", что немаловажно в музейном деле. А от посетителей можно часто услышать, что ее экскурсии слушают как сказку.

Максим Николаевич Еранцев - незаменимый работник, также научный сотрудник, талантливый педагог со стажем, работающий с детской аудиторией, компьютерный дизайнер, разработчик афиш, электронных презентаций и слайд-шоу.

Руководитель музея Тамара Вячеславовна Фролова - человек необыкновенной энергии, обладает прекрасными организаторскими способностями и умеет видеть на несколько шагов вперед. На ее плечах почти вся работа по сохранению и развитию музея.

Многие специалисты знают, что музейные заботы никогда не заканчиваются (пока одно доводишь до ума, второе и третье начинают требовать к себе настоятельного внимания). Мы постоянно что-то совершенствуем в музее. Но следует учитывать нашу специфику небольшого провинциального музея - очень маленький коллектив (всего шесть человек на 425 кв. м). Мы и экскурсоводы, и экспозиционеры, порой смотрители, даже носильщики-грузчики в одном лице. Кстати, недавно побывав в Москве в крупном музейном центре, в Дарвиновском музее, от его директора, Анны Иосифовны Клюкиной, мы узнали, что проблемы у всех одинаковы. Только грузы различаются: одни переносят граммофоны, книги и витрины, а другие - чучела слонов, жирафов и прочее.

Друзья музея, практически внештатные сотрудники - наша надежда и опора. Вот лишь маленький список добрых дел: М.В. Федосеев помог раздобыть и перевезти рояль для музыкальной гостиной, Н.Ф. Поляков для кабинета-библиотеки - старинный письменный стол и музыкальные действующие экспонаты для выставки "Граммофон и Ко ", а Г.И. Шигина подтолкнула нас к созданию родословного древа графов Паниных. И еще много просто добрых и верных друзей у музея "Дом графини Паниной".

У нас есть общие мечты. Например, завершение реставрации, включение музея "Дом графини Паниной" в маршрут посещения теплоходных круизов, приобретение манекенов, витрин - всего не перечесть. А у Максима Николаевича Еранцева мечта персональная: русская печь (хотя бы макет) для проведения интерактивных занятий. У Нины Геннадьевны Калягиной мечта заветная: закончить составление библиотечного каталога и заняться научным изучением книжного фонда. У руководителя музея "Дом графини Паниной" мечта давняя - открыть информационно-туристический центр (сити-инфо).

Конечно, мы задали себе высокий темп в жизни: несколько новых выставок в год, участие в конференциях и семинарах, разработка новых программ и т.д. Порой появляется усталость от насыщенности и разнообразия музейной жизни. Иногда тяжело осознавать, что, сколько бы мы ни старались двигаться вперед, а государству, власти мы по-прежнему почти не нужны. Нас, как утопающих, бросили, а там уж - кто выплывет. Но проходит время, возникают новые темы, идеи, и мы вновь бросаемся в работу. А наградой нам за это - любовь и благодарность посетителей. Ведь в итоге мы работаем для них, а не для власти предержащей.

На пятилетии Дома графини Паниной С.П. Чуянов, известный нижегородской журналист, сказал так о нашем музее: "Музейщиками и их помощниками создано настоящее чудо. Прекрасные залы, прекрасные выставки. Во всем чувствуется соразмерность, здесь отогревается душа. Когда неспешно идешь по панинскому дому, по его небольшим комнатам с замечательными экспонатами, чувствуешь, что в каждом из них живет любовь, бережное отношение к истории, к человеческой судьбе".

А ведь многие посетители отмечают, что в нашем музее есть душа. Для нас это оказалось главным. Пусть не хватает лоска нового ремонта и мультимедийных средств. Не всегда новый, красивый, "глянцевый" музей находит отклик в сердцах посетителей. В наш музей идут не за глянцем. Один из слоганов музейного рекламного буклета звучит так: "Если вы хотите окунуться в атмосферу XIX века, проникнуться завораживающим очарованием старинной барской усадьбы, рады будем видеть вас в музее "Дом графини Паниной". И действительно, посетив наш музей, вы погружаетесь в мир старого провинциального города, дворянской усадьбы и отогреваетесь душой.

[Журнал N27]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8