Отделы музея: Музей истории ННГУ | Зоологический | Этнографический | Археологический | Фондовый | Сектор истории радиофизики | Отдел виртуальных программ | Музей науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория"| Информационных технологий| Музейной педагогики| Реставрационная лаборатория
Новости! | История ННГУ | Выставки | Экспозиция | Фонды | Экскурсии | Экспедиции| Деятельность | Пресса| Информация| Журнал"Нижегородский музей"| История НРЛ

Журнал Нижегородский музей

Нижегородский музей Журнал N29": Основная тема номера: История военной повседневности, фронтовой и тыловой. События Великой Отечественной войны - и героические, и трагические, которые оставили след в каж- дой семье "

К сведению!
Наш журнал продолжает этот музейный рассказ о Великой Отечественной войне, наполняет его живыми человеческими именами и судьбами горьковчан-нижегородцев.

Вторая война Волжской военной Флотилии

Владимир Николаевич Прончатов - к.филос.н., доцент кафедры философской антропологии ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Предыстория Волжской военной флотилии 1941-1944 годов начинается летом 1940 года, когда была расформирована оборонительная Днепровская военная флотилии и на ее основе созданы наступательные Дунайская и Пинская военные флотилии. Первую выдвинули в принадлежавший СССР рукав Дуная, откуда она могла дойти до Будапешта и Вены, а вторую отправили в болота Полесья к восстановленному осенью 1939 года Днепровско-Бугскому каналу, откуда в случае необходимости можно было выйти на реки Польши и Германии[1 ].

Укомплектованная трофейными польскими мониторами, Пинская флотилия под командованием Д.Д. Рогачева готовилась принять участие в освобождении Западной Европы, но внезапное нападение фашистской Германии отсрочило выполнение этого стратегического плана на три года. В первые месяцы войны мониторы Пинской военной флотилии были расстреляны башенными орудиями немецких танков. 5 октября 1941 года флотилию расформировали, а ее командование перевели на Волгу, где в июле 1941 года по инициативе Наркомата ВМФ был создан Учебный отряд кораблей ВМФ на Волге, чтобы готовить пополнение для воюющих флотов. Командовал отрядом бывший командующий Пинской флотилией контр-адмирал Д.Д. Рогачев, а обязанности комиссара исполнял участник героической обороны п-ва Ханко А.Л. Раскин[2] . В состав Учебного отряда зачислили речные колесные буксиры, построенные в 1934-1935 годах на заводе "Красный металлист" в Зеленодольске. Практически одновременно военно-морские флаги подняли канонерские лодки "Усыскин" и "Федосеенко" (16 июля 1941), "Киров" (15 августа 1941), "Щорс" (28 августа 1941), "Чапаев" (29 августа 1941), "Летчик Громов" и "Николай Руднев" (1 сентября 1941). Водоизмещение каждого корабля составляло 400 т, длина - 56,4 м, ширина без обносов - 8,1 м (с обносом - 17,1 м), мощность - 480 л.с. и скорость - 8,5 узла. Похожие как братья-близнецы, они были вооружены двумя 100-мм орудиями, двумя 37-мм орудиями и 7,62-мм пулеметом типа ДШК. В состав экипажа входили 76 человек[3] .

27 октября 1941 года корабли Учебного отряда вошли в состав Волжской военной флотилии. Их боевая судьба сложилась относительно счастливо. Ни один из этих кораблей не погиб. Канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" были награждены орденом Красного Знамени, а подорвавшийся на мине в районе Александровского переката "Усыскин" даже остался на плаву и был отбуксирован на ремонтную базу. Ввиду непригодности к дальнейшей службе в название добавили первую букву имени и возвратили теперь уже "И. Усыскина" Средне-Волжскому речному пароходству, а прославленное имя "Усыскин" и военноморской флаг передали однотипной канонерской лодке "Летчик Громов", так что по формальным признакам все остались на своих местах, если не считать, что один незнаменитый корабль бесследно исчез.

В 1943 году канонерские лодки, входившие в состав Учебного отряда кораблей, вернулись в свои пароходства для использования в качестве буксиров. Состав Волжской военной флотилии (1941-1944). В начале августа 1942 года были сформированы три бригады речных кораблей Волжской военной флотилии. В первую бригаду входили канонерские лодки "Усыскин" (командир В.М. Жерехин), "Летчик Громов", "Руднев", дивизион бронекатеров, отряды сторожевых катеров и полуглиссеров, батальон морской пехоты. Под командованием контр-адмирала С.М. Воробьева и комиссара С.Д. Бережного бригада взаимодействовала с 422-й стрелковой дивизией 64-й армии. Вторая бригада, состоявшая из канонерских лодок "Киров" (командир С.Н. Карасиков), "Федосеенко", "Чапаев", "Щорс" (командир Н.М. Сарбаев), плав-батарей № 97 и 98, отрядов бронекатеров и полуглиссеров, батальона морской пехоты, под командованием контр-адмирала Т.А. Новикова и комиссара И.И. Величко находилась в оперативном подчинении командования 57-й армии генерала Ф.И. Толбухина. Третьей бригадой командовал контр-адмирал П.А. Трайнин. В его распоряжение вместе с бронекатерами и батальоном морской пехоты передали переоборудованные в канонерские лодки колесные буксиры "Красный Дагестан" (к/л № 1), "Память Котовского" (к/л № 2), "Николай Островский" (к/л № 3), "Производственник" (к/л № 4), "Правда" (к/л № 6), "Бурный" (к/л № 7), "Турксиб" (к/л № 8), "10 лет КИМа" (к/л № 9), "Иркутск" (к/л № 10), "Сталинская конституция" (к/л № 11), "Красногвардеец" (к/л № 12) и "Чкалов".

Отдельную бригаду траления из пяти дивизионов тральщиков возглавил заместитель командующего Волжской военной флотилией контр-адмирал Борис Владимирович Хорошхин. 1 августа 1942 года он лично сопровождал караван нефтяных судов на двух бронекатерах. В 200 км ниже Сталинграда у деревни Ступино бронекатер № 22 подорвался на мине вместе с адмиралом и всем экипажем. Бригаду траления возглавил капитан 1-го ранга Петр Андреевич Смирнов. Опытный минер, он еще в Гражданскую войну тралил мины на Балтике. Штаб флотилии размещался в Саратове на пароходе "Железнодорожник"4 .

Ремонтные базы Волжской военной флотилии. Флот не может существовать без баз и судоремонтных заводов, где строят и ремонтируют корабли. В годы Гражданской войны Волжскую военную флотилию обслуживали заводы Нижнего Новгорода. В 1918- 1920 годах это был единственный действующий порт Советской России и вся жизнь города была подчинена нуждам моряков. В годы Великой Отечественной войны загруженные военными заказами горьковские заводы уже не могли помочь флотилии и только Навашинский судостроительный завод в 1942-1943 годах построил 29 траловых барж для подрыва магнитных и акустических мин. На каждой барже устанавливали электрогенератор и пневматические молоты на носу и на корме. Электромагнитное поле и резкие вибрирующие звуки молотов должны были спровоцировать взрыв лежащей на дне мины.

Основанный в 1930 году Рыбинский судостроительный завод строил для флотилии малые катера типа КМ (каэмки) с автомобильным двигателем ЗИС-5. Быстроходные и маневренные, они доставляли грузы с одного берега на другой в условиях интенсивного артиллерийского обстрела и налетов авиации противника. Ярославский судостроительный завод по специальному заказу наркома ВМФ сконструировал и построил 10 катеров типа "Я-5" ("Ярославец") с реактивной установкой, пулеметами ДШК 12,7 и танковыми огнеметами АТО-41. В кампанию 1942 года из этих катеров был сформирован третий отдельный дивизион флотилии из двух отрядов. Базовым заводом по ремонту кораблей Волжской военной флотилии стал судостроительный завод им. А.М. Горького в Зеленодольске (Татарская АССР). Сюда был эвакуирован из Киева судостроительный завод "Ленинская кузница". В 1941-1943 годах завод отправил в Волжскую флотилию 40 бронекатеров проекта 1124 и запасные части к ним. Малые бронекатера проекта 1125 строились на Камской судоверфи в Нижней Курье вблизи Перми. В считанные месяцы затон, где ремонтировали речные буксиры, превратился в судостроительный завод, который, начиная с ноября 1942 года, ежегодно спускал на воду 24 бронекатера. Бронекатера для флотилии строил и Астраханский морской судостроительный завод (с 1974 входил в Астраханское судостроительное производственное объединение имени 60-летия Союза ССР, ныне - ОАО "АСПО" - производственный дивизион Группы компаний "Каспийская Энергия", специализируется на строительстве технических средств для освоения шельфа и коммерческом судостроении.). Первые бронекатера серии 1124/11 были заложены в ноябре 1941 года (всего построено 18 бронекатеров). После ходовых испытаний бронекатера сразу же направлялись под Сталинград с экипажами, укомплектованными специалистами завода. Текущий ремонт боевых кораблей осуществлял Сталинградский судоремонтный завод (директор Н.П. Заславский). Его передислоцировали за территорию Красной Слободы и разместили близ озера Нарезного, где ранее находился колхоз им. М.В. Фрунзе. Для жилья приспособили бывшее овощехранилище, для цехов вырыли котлованы, которые перекрыли несколькими накатами бревен. Сюда же перебрался конструкторский коллектив Ленинградского центрального конструкторского бюро "Речсудопроекта", преобразованного в номерное ЦКБ5. Все бронекатера строили по одному проекту, но у каждого завода были свои технологические решения, поэтому раскрой броневых листов на бортах катеров был разным, что впоследствии привело к большой путанице, а подчас и к подтасовкам, когда катер одного завода приписывали другому. В Нижнем Новгороде одну модель бронекатера построил Николай Бакулин (восстановлена Андреем Черняевым), а вторую сделали воспитанники Вадима Серафимовича Богданова. Обе модели занимали призовые места на выставках и соревнованиях, но расшивка листов брони в обоих случаях отсутствует.

Ведомственные рубежи Сталинградской битвы.

В Сталинградской битве принимали участие различные ведомства, и каждый начальник хотел, чтобы общая победа была достигнута с наибольшей выгодой для его учреждения и управляющего этим учреждением наркомата. Командующий Волжской военной флотилией Д.Д. Рогачев возложил всю ответственность за регулирование движения по Волге на заместителя народного комиссара речного флота Г.В. Харитонова. Он должен был обеспечивать командование флотилии информацией о движении судов и своевременно давать заявки на сопровождение буксирных караванов ее кораблями. Получив необходимые сведения, командующий флотилией в свою очередь сообщал речникам о планах сопровождения того или иного каравана, чтобы руководство речного транспорта могло внести коррективы в намеченный план движения[6] . Эта инструкция неукоснительно соблюдалась, и только командир катерного тральщика мичман Николай Карасев всякий раз проявлял недопустимое своеволие. Увидев приближавший танкер, он семафорил капитану: "Подождите, я проведу вас". И вместе с тралбаржой становился впереди судна. Это не входило в его обязанности, поэтому ему много раз доставалось от начальства за самоуправство и отвлечение от своих прямых обязанностей траления. Но однажды мина взорвалась под тралом перед носом танкера. Если бы Карасев не пошел впереди него, тяжело нагруженное судно взлетело бы на воздух[7] . В условиях напряженного противостояния различных ведомств от командующего флотилией требовались, прежде всего, дипломатические способности, поэтому в июле 1943 года нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов отстранил Д.Д. Рогачева от командования флотилией и назначил на его место своего давнего сослуживца по крейсеру "Червона Украина" контр-адмирала Юрия Алексеевича Пантелеева. Он был начальником штаба Балтийского флота, в самые трудные дни блокады Ленинграда возглавлял Ленинградскую военноморскую базу и работал в Главном морском штабе. От своего предшественника новый командующий отличался способностью находить общий язык с гражданскими ведомствами. Членом Военного совета флотилии стал прибывший с Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Николай Петрович Зарембо. Начальником штаба утвердили капитана 1-го ранга В.В. Григорьева, которого вскоре сменил капитан 2-го ранга Н.Д. Сергеев[8] .

Наркомат ВМФ СССР отметил орденами заслуги всего двух переоборудованных в речные канонерские лодки буксиров, поэтому в 1947 году Министерство речного флота приняло решение увековечить память особо отличившихся судов речного флота специальными мемориальными досками[9] . Доски были шести типов в зависимости от роли, которую сыграло судно в обороне Сталинграда. Доска шестого типа отмечала, что данный пароход "подвозил войска под Сталинградом". Доска третьего типа сообщала, что буксир "в составе кораблей ВМФ обеспечивал безопасность судоходства от немецко-фашистской авиации в 1942- 1943 гг. на реке Волге". Я хорошо помню эти массивные доски с рельефными выпуклыми буквами, потому что каждую вахту начищал эти рельефные буквы толченым кирпичом и не понимал кому это надо. Знаменитые корабли Волжской военной флотилии. В книгах и статьях о Волжской военной флотилии 1941-1944 годов чаще всего упоминаются награжденные орденом Красного Знамени канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев", а также "девичий тральщик" № 611 (бывший буксир "Нева" Вятского пароходства), на котором воевали только девушки. Если речь идет о погибших кораблях, то большинство авторов пишут о расстрелянном немецкими танками теплоходе "Иосиф Сталин" (капитан И.С. Рачков) и подорвавшемся на мине нефтевозе "Ваня-коммунист" (капитан А.Ф. Панин). Когда надо рассказать о мужестве речников, работавших на сталинградских переправах, то неписаные правила хорошего тона требуют назвать хотя бы сбивший 5 фашистских самолетов буксирный пароход "Сократ" (в годы Гражданской войны к/л "Буйный"), пожарный пароход "Гаситель" и рейдовый буксир "Ласточка" с его семейным экипажем.

Нижегородский поэт Владимир Половинкин посвятил этому внешне неказистому пароходику целую поэму. Но у каждого увлеченного темой автора обязательно возникают свои собственные симпатии, причины которых он не всегда может объяснить. Буксиром трал-барж Т-625 (до 24 июня 1943 года - "Обдорск", с 9 июля 1943-го - Б-39) командовал старый волжский лоцман Василий Степанович Потапов. 13 мая 1943 года его мобилизовали вместе с пароходом и присвоили воинское звание главного старшины, что соответствует званию армейского старшего сержанта. Его одели во флотскую форму, но по облику и по характеру он остался сугубо гражданским человеком и членов своего экипажа по привычке называл по именам. Приняв на буксир траловую баржу с установленным в ее трюме электрогенератором, он, постоянно меняя направление движения, водил ее по отведенному ему участку реки. Предполагалось, что вражеская мина пропустит буксир и отреагирует на электромагнитное поле генератора. На мелководье перекатов его Ванечки, Петеньки и Павлушки, взявшись за руки, шли цепочкой и ногами ощупывали грунт, чтобы найти мину, а затем уничтожить ее глубинными бомбами. По своему мировосприятию люди, подобные Василию Потапову, отдаленно напоминают Санчо Пансо в должности губернатора и капитана Тушина на Бородинском поле. Они руководствуются здравым смыслом и очень скептически воспринимают идеологические мифы и внешнюю аффектацию поведения. При этом тральщик В. Потапова уничтожил 13 магнитных мин и еще одна взорвалась под траловой баржой.

В разгар Сталинградской битвы в распоряжение Волжской военной флотилии передавали все, что могло держаться на воде, в том числе и речные трамвайчики. Наспех защищенные мешками с песком или обшитые железными листами, они потеряли свой довоенный облик и превратились в плавучих уродцев. И только катера проекта К15-М17 стали исключением из этого правила. Закрывшая их настройки листовая броня с прорезанными в ней круглыми иллюминаторами и пулемет ДШК на кормовой надстройке придали им строгую элегантность, которую сумел разглядеть нижегородский судомоделист Владимир Анкудинов (фотографию модели катера К15-М17, хранящейся в частной коллекции, журнал "Нижегородский музей" опубликовал на цветной вклейке в № 9-10 за 2006 год).

"Снова старых друзей узнаю:"

В течение многих лет я собирал любую информацию о людях и кораблях Волжской военной флотилии 1918-1920 годов. Я полюбил героев своих публикаций и, как старых друзей, встречал их имена в хронике войн Великой Отечественной и Второй мировой Британский адмирал флота Брюс Остин Фрейзер в 1918 году воевал с красными на Каспии. Большевики взяли его в плен и голого посадили в земляную яму, где кормили одной селедкой. Его обменяли на попавшего в плен к англичанам командующего Балтийским флотом Федора Раскольникова. В 1943 году Фрейзер командовал английской эскадрой, сопровождавшей полярные конвои, шедшие в Мурманск и Архангельск. В декабре 1943 года боевые корабли под его командованием выманили в открытое море и уничтожили последний немецкий линкор "Шарнгхорст". За эту победу в Англии адмирала произведут в лорды и наградят орденом Бани, норвежский король Гаакон подарит ему маленький островок близ мыса Нордкап, советское правительство наградит его орденом Суворова 1-й степени, а товарищ Сталин пошлет ему свои поздравления, меховую шубу, шапку и бочку отличной каспийской селедки. Товарищ Сталин ничего не забывал и любил пошутить[10]. На Тихом океане служил контр-адмирал Н.С. Ивановский, который в годы Гражданской войны вместе с Волжской военной флотилией прошел от Нижнего Новгорода до персидского порта Энзели. В новой войне командовал морским десантом в захваченный японцами корейский порт Юки[11]. Пулеметчик канонерской лодки "Ваня" № 5 Всеволод Вишневский стал бригадным комиссаром Балтийского флота, но продолжал носить совершенно ненужный ему маузер в деревянной кобуре. В его подчинении находился писательский коллектив, в который входили поэт Всеволод Азаров, оргсекретарь Анатолий Тарасенков, писатели Александр Зонин, Александр Крон, Илья Амурский, Владимир Рудный и Григорий Мирошниченко.

В 1941-1943 годах бывший командир миноносца "Деятельный" (в 1920 году мичман) адмирал И.С. Исаков координировал действия Волжской военной флотилии с Сухопутными войсками в должности первого заместителя наркома ВМФ и начальника Главного морского штаба. Служивший в Гражданскую войну на артиллерийской форт-барже "Сережа" военмор Н.Е. Басистый в 1941 году стал капитаном 1-го ранга, и в декабре того же года провел неудачную Керченско-Феодосийскую десантную операцию, а в мае 1948 года принял под свое командование Черноморский флот[12]. Младший штурман броненосца "Пересвет" лейтенант В.Н. Совинский воевал под Андреевским флагом на катерах Волжской флотилии адмирала Старка и на миноносце "Бойкий" в составе Сибирской флотилии адмирала Колчака. Эмигрировал в США и лейтенантом американского флота участвовал в сражениях на Тихом океане[13].

Бывшие непримиримые идейные противники сражались с общим врагом на разных театрах боевых действий, а корабли их юности вновь надели броневые шинели. Очень многие буксиры, принимавшие участие в Гражданской войне, были вооружены зенитными пулеметами, поэтому авторитетный справочник С.С. Бережного классифицирует их как речные канонерские лодки. Но род их деятельности не изменился: в качестве речных буксиров они по-прежнему осуществляли воинские, экспортные и народно-хозяйственные перевозки под торговым флагом ("Волгарь-доброволец", "Ванякоммунист", "Авангард революции", "Коминтерн", "Сократ"). И только некоторые из них подняли на мачтах военноморские флаги. В составе Каспийской военной флотилии воинские перевозки обеспечивали канонерские лодки "Ленин" (бывший "Карс"), "Красный Азербайджан" (бывший "Ардаган"), "Бакинский рабочий" (бывший "Украйна"), "Маркин" (бывший "Войсковой"), "Альтфатер" (бывший "Туркменец Ставропольский"). 19 июня 1943 года зенитчики канонерской лодки "Ленин" в районе маяка "Астраханский приемник" сбили "Ju-88" командира 2-й группы воздушной эскадры KG27 "Бельке" обер-лейтенанта Гейнца Клейна (Klein Heinz). Взятого рыбаками в плен кавалера трех Железных крестов и золотого Рыцарского креста военных заслуг связали и посадили в трюм, где он разбил себе голову о железный рым[14]. В отличие от посмертно награжденного Рыцарским крестом Железного креста лейтенанта К. Ханнемана, который 4 июля 1942 года направил свой горящий "Хейнкель" на транспорт "Наварино" (конвой PQ-17)[15], у него не оставалось другой возможности избежать пленения. По словам ветеранов, тральщик "Стерегущий" (командир старшина 2-й статьи Краснов) участвовал в боевых действиях Гражданской войны, попал под огонь артиллерии, затонул - был поднят и восстановлен. После начала Великой Отечественной войны его мобилизовали и переоборудовали в тральщик. Серьезные справочники[16] о корабле с таким названием не упоминают, но пока его участие не опровергнуто, будем считать, что так оно и было.

А вот участие буксира "Лесные заготовки" (с 11 августа 1919-го - "Бурный") в Гражданской и Великой Отечественной войнах не оспаривает никто. Пароход был построен в 1903 году на заводе Семенычева в Гороховце Владимирской губернии по заказу Управления нижегородских земляных и государственных имений и базировался на Нижний Новгород. 13 июня 1919 года его зачислили в состав 4-го дивизиона Волжской военной флотилии и под названием к/л "Бурный" отправили под Царицын[17]. 10 октября 1942 года "Бурный", подняв Военно-морской флаг, вновь стал речной канонерской лодкой Волжской военной флотилии и обеспечивал воинские перевозки по Волге и на Астраханском рейде. В некоторых документах значится под наименованием "Канонерская лодка № 7"[18]. В Гражданскую войну в составе Вольской, Волжской Астрахано-Каспийской и Волжско-Каспийской военных флотилий под Вольском и Камышином сражался некогда принадлежавший купцу Любимову буксир "Коммерции советник". Переименованный в "Бедноту", он возвратился к мирному труду только в 1920 году. В 1937 году пароход в очередной раз переименовали, и в 1942 году бывший "Коммерции советник", а теперь "Николай Островский" стал канонерской лодкой № 3 Волжской военной флотилии. Кораблям-ветеранам Гражданской войны повезло и после окончания своей второй войны они вернулись в родные пароходства. И только "Красный Дагестан" (б. "Морозов Константин", позже - "Молдаванин") подорвался на донной мине в районе ВерхнеБезымянского переката.

Вместе с кораблем погибли его командир ст. лейтенант П.Е. Беднягин, помощник командира лейтенант Э.Н. Финкельштейн, лейтенант С.Г. Бирюков, главные старшины В.Н. Пантелеев, А.А. Петров, А.А. Писакин, А.Г. Подгорный, А.С. Поддубный, Т.Т. Подпольный, П.Л. Прохоренко, В.Н Пчелинцев, старшины 2-й статьи С.И. Дариуш, А.А. Чеканов, К. Чернов, старшины 1-й статьи В.Д. Иванов, Н.Е. Новиков, К.Н. Серебренников, краснофлотцы Ф.Е. Бабыкин, Н.Е. Вальков, М.К. Вафромеев, В.Ф. Ведихин, В.П. Волошин, А.А. Воронов, Я.В. Выборнов, Д.С. Данилов, А.В. Десятков, Я.С. Гогунов, М.Н. Григоренко, М.Т. Григорян, И.А. Завальный, И.К. Звальский, В.П. Зеленин, В.К. Зенсков, Н.И. Зыков, М.И. Иванов, С.Г. Ильичев, С. Исламединов, П.Г. Кириллов, В.П. Коптов, В.П. Котов, В.М. Кузнецов, П.Ф. Кузнецов, М.С. Набилкин, И.Д Наумов, А.И. Негунаев, И.И. Нежевикин, А.С. Неткачев, Ф.Н. Никандров, И.М. Новик, А.Д. Нуянзин, И.В. Панкратьев, А.З. Плоткин, В.П. Праннников, В.С. Сергеев, А.И. Серегин, Л.А. Секретарев, М.А. Слипченко, Снежко (инициалы неизвестны), И.И. Терников, А.А. Хитченко, П.П. Холопов, А.С. Церковников, А.К. Шахиармян - всего 63 человека.

Мемориальные доски с огромным количеством имен потрясают воображение посетителей музеев и воинских мемориалов при условии, что этот бесконечный список имен хранители истории в любой момент могут превратить в рассказ о каждом упомянутом здесь человеке. Долгое время я выписывал фамилии моряков "Красного Дагестана" из общего списка погибших речников и военных моряков с надеждой, что кто-нибудь воспользуется составленным мною списком, чтобы вернуть неповторимость хотя бы одной оборванной жизни. В составе Днепровской военной флотилии. Уже в конце лета 1943 года командование ВМФ начало переводить личный состав Волжской военной флотилии во вновь сформировавшуюся Днепровскую флотилию. Моряки покидали Волгу и по железной дороге вместе со своими бронекатерами отправлялись к новому месту службы, но и в составе других флотилий гордились тем, что защищали Сталинград. В июне 1944 года Волжская военная флотилия была официально расформирована В ночь на 12 июля 1944 года Днепровская военная флотилия высадила десант в самом центре удерживаемого противником города Пинска (Брестской области Белорусской ССР), где когда-то погибла Пинская военная флотилии. Во время высадки десанта немецкие самоходки, как в 1941 году, в упор расстреляли бронекатера № 92 и № 2 вместе с десантниками, но остановить наступление не смогли. За освобождение Белоруссии в ходе операции "Багратион" бронекатера 2-го дивизиона были удостоены звания гвардейских. Этапами боевого пути Днепровской военной флотилии стали передислокация флотилии на территорию Польши в бассейн Вислы, штурм г. Сероцка на слиянии Буга и Нарева, бои за крепости Зегже и Дембе, штурм города Фюрстенберг 17 и 22 апреля 1945 года (городом овладели 30 апреля 1945 года) и прорыв к городу Шведт на помощь частям 61-й армии (16 апреля и 26 апреля). Трем бронекатерам, пяти тральщикам, двум сторожевым катерам и трем полуглиссерам под командованием капитана 3-го ранга И.П. Михайлова предстояло более 20 километров идти вдоль занятых противником берегов Одера.

В годы Гражданский войны подобный прорыв осуществила белогвардейская флотилия адмирала Старка[19]. В составе Азовской и Дунайской флотилий. Много бронекатеров вместе с командами перебросили на юг. В составе Азовской военной флотилии они участвовали в Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 года и обеспечении Керченской переправы. 19 апреля 1944 года на основе Азовской флотилии была создана подчиненная непосредственно наркому ВМФ Дунайская военная флотилия 2-го формирования под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова. Местом первоначального базирования был Днепровско-Бугский лиман, затем Одессе, с августа 1944-го - Измаил. Этапами боевого пути флотилии стали содействие 46-й армии в форсировании Днестровского лимана в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции (20-29 августа 1944), разгром румынской военной флотилии в низовьях Дуная, освобождение Болгарии (сентябрь 1944) и участие в Белградской наступательной операции (28 сентябрь - 20 октября 1944). На начальном этапе Венской наступательной операции корабли флотилии высадили десант (25 марта 1945 года) в тылу оборонявшихся немецких войск в районе г. Тата(Венгрия). Для этого кораблям пришлось пройти 14 км по реке, оба берега которой были заняты противником. Надежды и сожаления автора в качестве заключения. Я прочитал очень много мемуаров, книг, статей, научных монографий и диссертаций по истории Волжской военной флотилии в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. У меня сложилось впечатление, что их авторы обращаются с историческими фактами как дети с кубиками: они складывают из них разные сооружения, количество кубиков при этом остается неизменным, но некоторые время от времени куда-то пропадают. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что результатом поиска историка должны стать новые предметы, потенциальные музейные экспонаты при условии сохранения тех, что уже найдены. Такими экспонатами могут стать найденные в архивах документы, реставрированные подлинники, фотографии, воспоминания участников и модели, изготовленные по подлинным чертежам или начерченным заново на основе подлинных фотографий.

На первый взгляд, может показаться, что все перечисленные условия выполнены: на постаментах стоят боевые корабли, в музеях экспонируются модели, в фондах хранятся воспоминания участников. Но почему-то многочисленные любители никак не могут найти информацию о многих поднятых на постаменты катерах, в частности о катере "Герой", установленном на Нижневолжской набережной у Чкаловской лестницы (в Нижнем Новгороде). Мемориальная доска утверждает, что он участвовал в боевых действиях Гражданской и Великой Отечественной войн, но информации об этом участии не удается обнаружить. Если у вас есть время и желание попробуйте отыскать в Интернете подлинную фотографию катера "Герой" (бывший "Финн"). Такая фотография очень плохого качества существует, но многочисленные публикации почему-то обходятся без нее. В рамках празднования 70-летнего юбилея Победы многие организации Нижнего Новгорода, и в частности Морской клуб, собираются организовать выставки и уже начали собирать для них экспонаты. Я очень надеюсь среди собранных на выставку моделей и фотографий увидеть то, о чем я совсем не знаю или что никогда не видел.

1. Военно-исторический архив. 2011. № 10 (142). С. 80.
2 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. - М.: ООО Издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 310.
3 Бережной С.С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки: Справочник. - М.: Воениздат, 1977.
4 Богданов Б., Рудницкий П. Волга фронтовая. - Н. Новгород: ГИПП "Нижполиграф", 1995. С. 205.
5 Бурачек В. Как создавались бронекатера // Катера и яхты. 1990. № 3 (145). С. 96.
6 Положение Наркомречфлота и Главного морского штаба по регулированию движения транспорта и караванов на реке Волге в условиях воздействия авиации противника // Речники в обороне Царицына и в великой Сталинградской битве: Сборник. - Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1967. С. 20.
7 Из воспоминаний члена Военного совета Волжской флотилии, контрадмирала в отставке Н.П. Зарембо "Волжские плесы". - М., 1970. С. 29.
8 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. С. 359.
9 Приказ ВМС и МРФ № 115/90 от 22 марта 1947 года.
10 Габис С.А. Три слова. Отрывок из одноименной документальной повести // Судоходство. 1996. № 1. С. 64.
11 Захаров С.Е, Захаров М.Н, Багров В.Н, Котухов М.П. Тихоокеанский флот. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1966. С. 169.
12 Максимов Е., Гафуров А. "Звездный час" адмирала. // Военные знания. Б.г. С. 6.
13 Мельников Р.М. Эскадренные броненосцы типа "Пересвет" // Гангут. 1998. Вып.16. С. 43.
14 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. С. 355.
15 Супрун Михаил. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945 гг. - М.: Андреевский флаг, 1997. С. 114.
16 Волжская военная флотилия в борьбе за власть Советов. 1918-1919. Сборник документов - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979.
17 ЦГАВМФ. Ф. Р-143. Оп. 1. Д. 269. Л. 14.
18 Бережной С.С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки: Справочник. - М.: Воениздат, 1977. С. 278-279.
19 Плехов И., Хватов С. Путь на Берлин // Катера и яхты. 1980. № 2. С. 4-9, 74

[Журнал N29]
[Журнал "Нижегородский музей"]

В начало | Поиск| Карта сайта | E-mail| Социальная сеть BK
Copyright © 2000-2016 Музей ННГУ, ННГУ
[Для зарегистрированных пользователей]
8